ИСТОРИЯ - ЭТО ТО, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛО НЕВОЗМОЖНО ОБЬЯСНИТЬ НАСТОЯЩЕЕ НАСТОЯЩИМ

А ЧТО БЫЛО ДО ТОГО ?

в Без рубрики on 24.08.2016

 

В европейском Средневековье предпринималось множество попыток написать полную историю человечества, пристегнув к ней историю собственного отечества. И все эти истории начинались с одного и того же момента — с сотворения мира и человека. Не будем оригинальничать и тоже попробуем начать с самого начала.

 

«Сотворение» нашего мира началось тогда, когда человекообразные обезьяны начали давать генетические модификации, представители которых уже отдаленно напоминали нас, людей. Дата эта учеными постоянно отодвигается, и сейчас большинство из них считает, что произошло это примерно 7 миллионов лет тому назад. Произошло это в Африке, и с тех пор этот континент постоянно выбрасывал в остальной мир все новые виды человекообразных, каждый из которых имел в Евразии свою собственную судьбу (как правило, печальную — все они вымерли). В конце концов, 200 тысяч лет тому назад из Африки в Евразию вышли группы существ, которых ученые называют homo sapiens. Вот они-то, «сапиенсы», сумели выдержать все невзгоды, ко всему приспособиться и заселили постепенно все континенты Земли. Это — мы с вами, вернее, наши прямые предки.

«Пещера рук», Аргентина, 9 тысяч лет тому назад

И вот, когда расселение людей по планете в основном завершилось, постепенно начала ощущаться разница в скорости развития разных человеческих сообществ.

Решающим было то, как быстро человеческие общины переходили от охоты и собирательства к самостоятельному производству продовольствия — к выращиванию на полях зерна и к разведению одомашненных животных. После такого перехода всегда появлялся излишек еды, ее запасы, — и человек впервые, пожалуй, мог разогнуть спину и заняться еще чем-нибудь, кроме ежедневного добывания пропитания.

При этом возникало множество новых потребностей — зерно нужно было вовремя посеять — появилась потребность в календаре (а значит, изучении звездного неба); нужно было изобрести новые орудия труда, которые бы рыхлили землю и срезали колосья; собранное зерно нужно было перевозить с полей (потребность в колесных повозках); надо было научиться его сохранять до нового урожая (надо было научиться делать прочные глиняные емкости) и, наконец, нужно было это зерно суметь обработать, суметь превратить его непосредственно в пищу. На каждом шагу нужны были все новые и новые знания, новые (великие!) изобретения, — переход от потребительного хозяйства к производящему резко ускорял прогресс практически во всех областях.

Скорость этого развития зависела от того, куда забросила судьба человеческие коллективы. Здесь несомненным преимуществом пользовались люди, осевшие в наиболее благоприятных для такого перехода местах. Это, прежде всего, Южная Евразия.

На территории современного южного Китая, было не только много воды и солнца, но и в диком виде росло растение, которое, нуждаясь и в воде, и в солнце, обильно плодоносило съедобным и очень калорийным зерном — рис. Цивилизации, выросшие на возделывании этой поистине драгоценной культуры, до сих пор называются «рисовыми».

Другим очагом производства продовольствия стал район так называемого «плодородного полумесяца», который тянулся от Нила через Палестину до Тигра и Евфрата. Климат здесь мало подходил для рисоводства, зато в этом районе в изобилии росли дикие засухоустойчивые злаки — пшеница, рожь, ячмень, овес. Они-то и стали основой здешних цивилизаций — Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Хеттское царство, Израиль, Египет, а позже цивилизации Средиземноморья — Финикия, Крит, Греция, Рим.

И, что очень важно, здесь водились звери, которые были пригодны для одомашнивания и содержания их при человеке — лошади, буйволы, коровы, ослы, овцы, козы, свиньи. И это было не только молоко и мясо. Лошади и буйволы были тяглом — животными, которые могли тянуть за собой соху, делать борозду, рыхлить почву для посадки зерна будущего урожая, могли перевозить урожай.

Остальным регионам повезло значительно меньше. В центральной и северной Евразии производящее хозяйство поначалу давало лишь чуть больше, чем охота и собирательство (слишком холодно, слишком сухо). В Австралии, которую от остального мира отделило море, переход к производству продовольствия практически так и не произошел. В Америках, которые тоже оказались в изоляции, научились выращивать съедобные растения, в Евразии неизвестные. Но там не нашлось животных, способных стать тягловой силой тамошних цивилизаций. Американцы проявляли чудеса изобретательности в одомашнивании диких растений и выращивании своих урожаев, в организации своих обществ, но одной мускульной силы было мало для того, чтобы заочно конкурировать с евразийцами, обеспеченными самой природой — и высокоурожайными культурами, и тягловыми и военными животными. ЧУТЬ ПОДРОБНЕЕ


 

Азиатские цивилизации (Китай, Индия и цивилизации «плодородного полумесяца»), разделенные непроходимыми тогда горами и пустынями, тысячелетия существовали в изоляции друг от друга. Тем не менее, у них были общие черты, которые позже позволили назвать их «Востоком».

А первым зародышем цивилизации, которую можно было назвать «Западом», стала в 6-5 веках до н. э. Древняя Греция. Здесь в целом ряде городов-государств была опробована еще невиданная система управления — демократия, здесь впервые появились общие для всех законы, здесь появилась философия, литература, которую можно читать и сегодня, театр, спортивные состязания.

Греция столкнулась с Персидской державой, и эта борьба впервые была осознана, как столкновение двух непохожих и взаимно чуждых цивилизаций. Александр Македонский увлек греков в свои грандиозные походы на Восток и греческая культура, греческий образ жизни распространились по всему Ближнему Востоку.

А на западе, в Италии, уже поднималась новая сила — Рим. Его суровая, в высшей степени организованная, жесткая и сложная демократия сумела выстроить государство, основанное на законе и порядке.

pic_6

Его легионы распространили власть Рима на все Средиземноморье, а затем и почти на всю западную и центральную Европу. Римская империя дошла до границ, переходить которые уже не имело смысла. Завоеванные народы постепенно растворялись в Империи, и через какое-то время обитатели всей Италии, Испании, Северной Африки, Балкан получали римское гражданство. Для того, чтобы эффективно защищать «римский мир», империю разделили надвое. Столицей Восточной части империи стал Константинополь.

И здесь в жизни Рима произошел духовный, религиозный переворот, который во многом определил дальнейшую судьбу Западного мира.

 

В Палестине жил тогда народ, который — единственный в тогдашнем мире — исповедовал единобожие — иври, евреи. Но их религия, иудаизм, не предусматривала широкого распространения — «чужаков» евреи к своим общинам не подпускали, с иноверцами старались не общаться. Но в 1-м веке внутри него зародилось учение, которое утверждало, что ожидаемое евреями пришествие Спасителя мира уже произошло, что проповедник Иисус из Назарета, казненный римлянами по требованию еврейской общины, и был долгожданным Мессией, Сыном Божиим, что Он принес в мир Новый Завет, в котором уже не было запрета на распространение веры среди других народов.

В конце 1-го века в Палестине вспыхнуло антиримское восстание, которое римляне подавили с присущей им жестокостью — единственный иудейский Храм был разрушен, а непокорный народ изгнан с родины. Вместе с правоверными иудеями изгнанниками оказались и евреи-христиане, которые разнесли «Благую весть», рассказы о жизни и смерти Иисуса, Евангелия по всем уголкам Империи.

Их странная вера в распятого на кресте Бога, Его проповеди, записанные учениками, неожиданно оказались столь притягательными, что христианами становились все новые и новые тысячи вчерашних язычников. Римские власти пытались бороться с отступниками от «веры отцов», христиан распинали вдоль дорог, сжигали, бросали на съедение диким зверям в цирках — все было напрасно, их мученичество только множило ряды ревнителей новой веры. Наконец, в 4-м веке запрет на исповедование христианства был снят. Более того — императоры с семьями крестились вместе со всеми и становились покровителями этой религии. Глава городской христианской общины, епископ Рима, получивший духовную власть от ближайшего ученика Иисуса, апостола Петра, стоящего с ключами у врат рая, стал «папой» — наиболее чтимой в Церкви фигурой.

Но с 4-го века климатические перемены вызвали «великое переселение народов», движения скотоводческих кочевых племен Центральной Азии, которые наступая друг на друга, наталкивали племена на старые земледельческие империи — Китай и Рим.

О том, что произошло дальше — этому и посвящен Курс.

 

 

Опубликовать:


Комментарии закрыты.