ИСТОРИЯ - ЭТО ТО, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛО НЕВОЗМОЖНО ОБЬЯСНИТЬ НАСТОЯЩЕЕ НАСТОЯЩИМ

Война за независимость от Англии ее североамериканских колоний. США

в Без рубрики on 01.10.2017

 

У нас слишком своеобразная история и историческая память, чтобы проникнуться чувствами англоязычных американцев и понять причины, которые привели к кровопролитной войне североамериканских колоний со своей матерью-метрополией, Англией. Подумаешь, «пятачок» налоговый накинули!.. Меж тем, британских «пятачков» становилось все больше, но самое главное — была стеснена свобода североамериканцев, в которой поколениями жили и воспитывали своих детей, внуков и правнуков колонисты. Была затронута основа мироощущения американцев, его главный стержень — этим и объясняется, что сопротивление стало настолько массовым, что война за независимость получило в США название «Американская революция». Революционными были и результаты движения за независимость — в итоге образовалось государство, непохожее на остальных, единственное в своем роде и по сию пору.

За полтора века колонизации восточной части северной Америки там сформировалось 13 самоуправляющихся колоний. Изначально туда плыли англичане, составившие большинство, костяк населения, но со временем эти места за океаном стали привлекать и других уроженцев Старого света, искавших там своей доли, спасавшихся от религиозных преследований на своих европейских родинах. В Пенсильвании селились немцы-лютеране и меннониты, в Мериленде — англичане-католики, в Южной Каролине — французские протестанты, шведы и финны заселяли Делавэр, а польские, немецкие и итальянские ремесленники-протестанты предпочли Вирджинию. И из этих пестрых сообществ, объединенных общей судьбой, постепенно формировался новый англоязычный народ — американцы.

Постепенно колонии переставали зависеть от продовольственной помощи метрополии, их мелкие фермерские хозяйства вполне могли прокормить население сами, появились и собственные экспортные товары (табак, хлопок, ткани), все больше становилось мастерских, обеспечивавших потребности американского населения. «Хозяйка» колоний, Британия, с середины 17 века установила порядок, по которому товары заокеанские колонии могли покупать только английские, в обмен поставляя свое сырье исключительно в Англию. Налоги, собираемые с колонистов (устанавливаемые тоже в Англии) были невелики и оставались в колониях. При этом американские колонии были лишены возможности посылать своих депутатов в парламент метрополии. Такие порядки до поры до времени устраивали обе стороны.

Но в 1765 году, после Семилетней войны, все изменилось. Англия воевал с Францией в Америке, захватив дотоле французскую Канаду. Армию было решено оставить в Новом свете, расквартировав часть ее в старых колониях. А расходы британской казны за войну было решено частично возложить на колонистов. Первой такой платой должен был стать «гербовый сбор» — американцы отныне обязаны были оформлять любые документы только на специальной бумаге с отпечатанным на ней британским королевским гербом. Особое возмущение американцев вызвало то, что эти сборы шли непосредственно в британскую казну. Был введен налог и на американские газеты (это показывает, что силу растиражированного в тысячах экземплярах печатного слова британские законодатели еще не вполне оценили).

Здесь впервые американцы осознали, что это плата за войну, которую не они начинали, что налоги и поборы решено с них взимать не только без их согласия, но даже без обсуждения с ними. Крылатыми стали слова американского юриста: «Налоги без представительства — это тирания». Повсюду начались митинги протеста, организовывались союзы «сынов свободы», начались даже поджоги домов британских чиновников. Возмущение было настолько всеобщим, что на следующий год английский парламент пошел на попятную — «гербовый сбор» был отменен. Но при этом Палата не смогла удержаться от того, чтобы не заявить о своем праве «издавать законы и постановления, касающиеся всех сторон жизни колоний», что разозлило американцев еще больше. Идти на компромиссы никто не захотел, и конфликт быстро разрастался — до первой крови, после чего война стала неизбежной.

В следующем году британский парламент обложил таможенными пошлинами самые ходовые товары для американских колоний (стекло, свинец, бумагу, красители, чай). А когда нью-йоркское самоуправление (законодательное собрание) отказало в денежной субсидии английскому гарнизону, британский парламент отказался утверждать любое решение нью-йоркцев. А английским губернаторам колоний было рекомендовано вообще распускать избранные местным населением органы самоуправления. Американцы отвечали повсеместным и массовым бойкотом товаров, на которые англичане установили пошлины — они их просто перестали покупать. Пошлины англичане отменили на все товары — кроме чая.

Новый виток противостояния начался, когда парламент пошлину на ввоз в колонии чая отменил — но только для Ост-индийской компании. Ее чай стал от этого дешевле, и это подорвало контрабандный бизнес американцев, которые продолжали ввозить его нелегально. Переодевшись индейцами, группа бостонцев напала на лодках на корабли, привезшие чай и стоявшие в гавани. Не трогая другого груза, они повыбрасывали за борт ящики с чаем (порядка 4 тонн) под одобрительные крики собравшейся в порту толпы. Англичане ответили на это роспуском законодательного собрания штата (Массачусетс) и запретом морской торговли в Бостоне.

Представители колоний собрались на Первый Континентальный конгресс и потребовали отмены всех законов, дискриминирующих американцев и пригрозили полным прекращением торговли с Англией. В ответ Парламент объявил Массачусетс «мятежной территорией» и ввел там военное положение, английский губернатор колонии получил указание подавить мятеж в зародыше. В апреле 1776 года были посланы войска, чтобы захватить запасы оружия местной милиции, находившиеся недалеко от Бостона. Но предупрежденное массачусетское ополчение встретило английский отряд огнем, он едва спасся, понеся тяжелые потери. После пролитой в открытом бою крови пути назад уже не было ни для одной из сторон.

Срочно созванный Второй Континентальный конгресс всех колоний объявил их союз независимым государством, Соединенными Штатами Америки, принял решение об организации собственной армии. Главнокомандующим назначили виргинского плантатора Джорджа Вашингтона, имевшего хотя бы минимальный военный опыт (он был участником войны в Канаде).

4 июля 1776 года Континентальным конгрессом была принята Декларация независимости. Краткая выжимка из этого революционного документа такова:

  • люди имеют определенные неотчуждаемые права — это жизнь, свобода и стремление к счастью.
  • люди учреждают правительства, для того чтобы защищать свои права.
  • власть правительства основана на том, что они представляют людей.
  • люди имеют право (и даже обязанность) изменить правительство, которое нарушает их права.

День 4 июля стал главным праздником народа и государства США — Днем Независимости.

 

Но «мятеж не может кончится удачей, противном случае его зовут иначе». Вряд ли кто-нибудь, находясь в здравом уме, мог усомниться, что это именно безнадежный мятеж — абсолютно мирным жителям, не имевшим никакой военной подготовки, с необстрелянными командирами, при остром недостатке вооружения предстояло сражаться с, несомненно, лучшей армией Старого света, и итоги такого столкновения предугадать было нетрудно.

Поначалу костяк Континентальной армии состоял из минитменов, ополчения штатов, создававшихся для отражения набегов индейцев, привычную им тактику нарождающаяся армия применила и против англичан. Против плотных, в несколько рядов, линий «красных мундиров» американцы действовали рассыпным строем, прячась за деревьями и используя любую складку местности, а на мощный, но не слишком прицельный залповый огонь британских линий отвечали россыпью гораздо более точных выстрелов охотничьих ружей, выбивавших, прежде всего, офицеров.

Однако первые удачные столкновения с британцами сменились поражениями, и становилось ясно, что с «партизанской» тактикой войны у них не выиграть. Надо было осваивать современные методы открытого боя.

Разгромленные и выбитые из Нью-Йорка, разгромленные и выбитые из Монреаля отряды Континентальной армии зимовали 1776-77 году в палатках буквально под открытым небом. Не хватало оружия и пороха. Не хватало продовольствия — сотни солдат в лютые морозы умирали от голода, неоткуда было брать обуви — на походе за войсками тянулась кровавая полоса от босых ног солдат. Призванные всего на год солдаты на законных основаниях уходили домой, для бывших фермеров отсеяться было важнее любой войны и они дезертировали, чтобы было чем кормить семьи. Не видящая военной перспективы, потерявшая веру в победу, армия таяла на глазах (осталось чуть более 3 тысяч человек). «Это были времена, которые испытывают человеческие сердца».

Но на исходе той страшной зимы пошли и первые победы, хоть и небольшие, но вселившие в американских солдат уверенность в своих силах — Вашингтон стал успешно нападать на отряды англичан, приблизившихся к зимнему лагерю Континентальной армии. А весной оборонявшая Канаду британская армия двинулась на юг на соединение с главными силами, но наступление ее было задержано повстанцами, которые завалили деревьями дороги. В ходе нескольких яростных стычек британцы были поставлены в безвыходное положение и предпочли сдаться. Вашингтон же бросился на выручку Филадельфии, которую атаковала главная армия англичан, но потерпел жестокое поражение. Его войска откатились от города и встали на зимовку.

Вторая зимовка (1777-78) оказалась едва ли не тяжелее первой. Четверть солдат умерло от болезней, армия вновь сократилась до нескольких тысяч человек. И тут в лагере появился прусский офицер, пересекший океан, чтобы сражаться в рядах Континентальной армии, барон фон Штойбен. Ему Вашингтон поручил обучить остатки своей армии, научить ее сложной, трудной, кровавой науке тогдашнего открытого боя. За образец барон взял прусскую армию Фридриха Великого, в рядах которой он отличился в Семилетнюю войну. Начались непрерывные учения, жесткая муштра измученных холодом и голодом людей, приучение их к беспрекословному повиновению командирам, линейному строю, согласованным перестроениям сотен людей, доведенным до автоматизма навыкам перезаряжания ружей и непрерывной пальбы залпами — всей той науке, которой славились европейские армии, и, в особенности, английские войска. И через несколько месяцев непрерывной муштры батальоны Континентальной армии вышли в поход в полном порядке и в открытом поле уже не были лишь «мальчиками для битья» (хотя, конечно, их выучка по сравнению с британцами была недостаточной).

Тем не менее, несмотря на то, что американским «бунтовщикам» удалось немного подравнять силы, о победе можно было лишь мечтать. В большинстве столкновений англичане брали верх, но успехи их выглядели призрачно, — власть их распространялась лишь на те города, где они стояли гарнизонами, окрестности же их они были контролировать не в состоянии; выигранные ими локальные сражения не приводили к уничтожению Континентальной армии, и поэтому теряли смысл, поскольку все равно выигранная при победе территория ограничивалась коридором, по которому шли их войска. С другой стороны, Континентальная армия тоже не могла окончательно победить своего противника — уничтожить его войска или выдавить их из страны.

Такая война, война на истощение, могла продолжаться сколь угодно долго — пока не иссякнет мужество американцев и их желание обрести независимость, или пока сохранится упрямство заокеанской державы и желание во что бы то ни стало сохранить свою власть над колониями в другой части света. И, когда это стало ясно, свою гирю на замершие в равновесии весы войны бросила традиционная противница Британии — Франция.

Французские добровольцы (например, маркиз Ла Файет) и раньше воевали в Континентальной армии, но в 1778 году Франция переправила в Северную Америку целый корпус (6 тысяч человек) обученных добровольцев. Англия объявила своей европейской соседке войну, но к Франции тут же присоединились Испания и Голландия, которые со злорадством наблюдали, как их давняя соперница увязала в безнадежной войне в колониях. Морские боевые действия начались практически во всех водах. Франция бросила чуть ли не весь свой военный флот к американским берегам. Британским войскам пришлось сосредоточить свои силы в американских портах, чтобы отразить нападения французов.

Тем временем, силы американцев были на исходе — война практически разорила Конгресс, деньги обесценились, в Континентальной армии перестали платить жалованье, система ее снабжения разваливалась, что вызывало солдатские бунты, Вашингтону было всё труднее контролировать свою армию — войну нужно было заканчивать как можно скорее.

А война все продолжалась и продолжалась в бесплодных маневрах армий и локальных сражениях. Наконец, объединенные американо-французские войска нанесли решающий удар. Они осадили крупный порт Йорктаун, в котором была сосредоточена крупнейшая британская группировка (9 тысяч человек) в главе главнокомандующим английскими силами в Северной Америке. Разгромив британскую эскадру, французский флот блокировал порт с моря, а наземные войска, выстроив вокруг города укрепления, начали систематический артиллерийский обстрел британцев. Окруженный со всех сторон командующий британской армии предпочел за лучшее капитулировать (1781 год). Военные действия в разных районах страны еще продолжались какое-то время, но всем уже было ясно, что это конец — Англия войну проиграла. Английское правительство пало, в новое же пришли более умеренные политики, видевшие бесперспективность конфликта за океаном, его представители вместе с делегацией Конгресса сели за стол переговоров в Париже.

Великобритания признала тринадцать своих бывших колоний суверенными, независимыми государствами. После подписания договора около 100 тысяч противников отделения (лоялистов) покинули новое государство вместе с британскими войсками. Континентальная армия была тут же распущена (оставили лишь один полк в 700 человек, а срок службы в нем определили в 1 год)

Сразу же после подписания мирного договора Джордж Вашингтон сложил с себя командование и уехал на свою плантацию. Составился было офицерский заговор с целью сделать его монархом, но это предложение бывший главнокомандующий решительно отверг, хотя был и недоволен как складываются дела Союза штатов после войны. В первые годы США были Конфедерацией, то есть, отдельным штатам тогдашняя конституция предоставляла слишком большие полномочия в ущерб центральному правительству, что грозило распадом Союза. В 1787 году Вашингтон был избран главой Конституционного конвента, который выработал новую конституцию, отвечающую его представлениям о новом государстве и действующую и по сию пору. Там впервые появился пост президента, избираемый выборщиками от всех штатов. На первых президентских выборах Джордж Вашингтон был единогласно (единственный раз за всю историю США) избран на высший пост в государстве.

Два четырехлетних срока, которые Вашингтон провел в президентском кресле, его усилиями стали самыми важными в истории юного государства, когда были заложены основы, принципы, традиции, сделавшие США самой стабильной, устойчивой — демократической — государственной системой.

 

 

Опубликовать:


Комментарии закрыты.