Семилетняя война (1756—1763)
В 18 веке вооруженные столкновения между государствами то здесь, то там вспыхивали в Европе постоянно. Но лишь Семилетняя война вовлекла в свою орбиту практически все европейские страны, как на континенте, так и далеко за его пределами.
Поводами к глобальному конфликту стала смерть австрийского императора, неясности в наследовании его трона и попытки остальных держав воспользоваться внутриавстрийской «замятней» (велись даже тайные переговоры о разделе австрийских владений). Но единственной страной, которая успела воспользоваться благоприятным моментом, была Пруссия — войска Фридриха II оккупировали принадлежавшую австрийской короне Силезию.
Однако, скоро положение в Австрии стабилизировалось и стало ясно, что австрийцы намерены вернуть свою провинцию. Тогда, не дожидаясь австрийской атаки, Фридрих пошел в наступление первым, заняв еще и Саксонию. Но на его стороне оказалась лишь Англия, со своей, хоть и прекрасно обученной, но традиционно небольшой армией, а против Пруссии выступили три мощных континентальных державы — Австрия, Франция и Россия.
Силы противников, как по количеству войск, так и по ресурсам стран, были несоизмеримы. Тем не менее, полководческие таланты Старого Фрица позволили ему выигрывать сражение за сражением, искусно маневрировать, избегая невыгодных ситуаций, а в антипрусской коалиции, чем дальше, тем больше выявлялись противоречия. Ведь в борьбе с Фридрихом объединились традиционные враги, соперничество которых никуда не делось. После успешных сражений их войска, не развивая успеха, отходили, забывая о целях войны, а командующие обвиняли друг друга в нарушении союзнических обязательств.
Российские главнокомандующие смотрели не столько вперед, на противника, сколько назад, ловя слухи о здоровье императрицы Елизаветы Петровны, прусского короля искренне ненавидевшей. Но всем было известно, что для назначенного ею наследником престола Петра III Фридрих был кумиром и образцом для подражания буквально во всем, и не поздоровилось бы военачальнику, посмевшему прусского короля разгромить.
Так, генерал-фельдмаршал Апраксин, отступил после вчистую выигранного его армией сражения при Егерсдорфе, когда до него дошли слухи о болезни императрицы. Но в этот раз главнокомандующий не рассчитал — Елизавета выздоровела, генерал-фельдмаршал был арестован и умер в тюрьме. Назначенный вместо него главнокомандующим Фермор в сражении при Цорндорфе выстроил свою армию не лучшим образом, а сам в самом начале схватки куда-то ее покинул вместе со своим штабом — хаотическое и кровопролитнейшее сражение той войны окончилось без явной победы кого-либо из противников, которые разошлись в разные стороны. После этого и Фермор был отставлен от командования (чему он был, кажется, только рад). Следующий главнокомандующий, генерал-аншеф Салтыков, после того, как наголову разгромил Фридриха в сражении при Кунесдорфе, которое могло стать решающим для исхода всей войны [«По правде говоря, — писал Фридрих своему министру после битвы, — я верю в то, что всё потеряно. Гибели моего Отечества я не переживу. Прощайте навсегда»], так и не смог добиться ни от Петербурга, ни от Вены внятного приказа наступать дальше, после чего сам попросил об отставке. А там и Елизавета Петровна скончалась, и Петр III не только заключил мир с Фридрихом, вернув Пруссии все российские завоевания, но и выделил тому русский корпус для продолжения войны с Австрией…
Такой выход России из войны возмутил в Петербурге многих — Петр был свергнут и погиб при «невыясненных» обстоятельствах. Екатерина расторгла мирный договор, отозвала корпус из Пруссии, но войну не возобновила. А Фридрих попросил командира русского корпуса, получившего приказ идти на родину, остаться еще на несколько дней на прежних позициях, и заставил тем самым отступить австрийскую армию, а потом еще дважды разбил французов.
Тем временем союзница Пруссии, Англия, не вмешиваясь в ход войны на континенте, успешно решала собственные задачи в других частях света. Англичане выбили французов из Канады и из Индии, захватили у Испании Кубу и Филиппины (потом их пришлось отдать).
В начале 1762 года Семилетняя война завершилась в результате полного истощения воюющих сторон. В целом можно сказать, что победила англо-прусская коалиция. Пруссия добилась международного признания присоединения Силезии. Начался процесс, завершившийся в конце 19 века объединением немецких земель во главе с Пруссией.
Говорят, что Россия в результате этой войны не приобрела ничего, кроме опыта. Однако, недооценивать этого не стоит. В битвах Семилетней войны прошли суровую школу «екатерининские орлы», завтрашние полководцы Империи, в полную силу развернувшиеся на новом главном направлении российской экспансии — на юг, против Турции.