Алексей ЮДИН
Русский культуролог
«Только в заговорах упоминается более ста действительных или вымышленных святых… Среди особо почитаемых назовем… Флора и Лавра (патроны лошадей), Косму (Кузьму) и Дамиана (Демьяна) («святые кузнецы», а также покровители домашней птицы), Власия и Феодосия (покровители рогатого скота, Власия даже называли «коровьим богом»), Зосиму и Савватия («отвечавших» за пчеловодство). Но и им, как пишет исследовательница С.М. Толстая, в сказках-легендах «часто приписывают действия и поступки, весьма далекие от благочестия. Например, святые Петр и Никола пропивают деньги, которые дает им Господь для покупки лошадей бедным мужикам; Илья, Никола и Бог приходят к черту, когда он гонит водку, и отведывают ее; Петра бьют на свадьбе или в корчме за отказ танцевать и т.п. Святые часто оказывают помощь нуждающимся и наказывают обидчиков и грешников. Петр пашет, сеет и боронит для бедняка и дает ему две торбы – с хорошей погодой и с дождем. Кузьма-Демьян дает бедной невестке, которой не в чем пойти в церковь, одежду и денег; Петр просит Бога наказать работников, которые молотили в воскресенье…». Давно умершие святые как бы живут рядом с обычными людьми, мир священного опускается в человеческий и – «опрощаясь» и «обытовляясь» – наполняет своей святостью народный быт»
Российская империя входит в 20 век