ИСТОРИЯ - ЭТО ТО, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛО НЕВОЗМОЖНО ОБЬЯСНИТЬ НАСТОЯЩЕЕ НАСТОЯЩИМ

Великий землепроходец Марко Поло

в Без рубрики on 24.04.2017

 

Путешествие в Китай в 13-м веке можно сравнить с современным полетом на Луну, причем, на ее обратную сторону. В любом случае, это было путешествием на самый край обитаемой Вселенной.

Было известно, что там тоже живут люди, и что они умеют изготавливать вещи, которые в Европе сделать невозможно. Шелк, фарфор приходят в христианский мир с торговыми караванами. Они продаются и покупаются купцами на бесчисленном множестве базаров на Великом шелковом пути, с каждой перепродажей становясь все дороже и дороже. Причем, они становятся все дороже по мере удаления от мест производства. Поэтому купивший китайские изделия и провезший их в караване еще дальше на запад, наверняка на этой операции заработает. Так эти специфически китайские товары и доходили до западной оконечности Евразии, становясь здесь поистине драгоценными.

Но ни одного китайца в Европе никогда не видели — убежденные, что на западе живут одни варвары, учить которых бессмысленно, а учиться у которых нечему, они так далеко не ходили и не плавали. Не было у китайцев и миссионерского пыла, заставлявшего срываться с насиженных мест христиан и мусульман, чтобы спасти весь остальной мир от вечного ужаса Ада. Не видели они и западных товаров, ради которых можно было бы пускаться в неимоверно тяжелый и безумно опасный поход на западный край обитаемого мира.

У европейцев же все эти стимулы в наличии были. И, как только появилась к тому малейшая возможность, европейцы начали пробивать путь далеко-далеко на восток. А возможность более или менее безопасно достичь Китая создала огромная, протянувшаяся через всю Евразию, Монгольская империя. Получив от одного из ханов охранный знак (пайцзу), можно было проехать из одного конца империи в другой, находясь под защитой монголов.

И семья венецианских купцов Поло воспользовалась предоставившейся возможностью. Братья Никколо и Маттео добрались сначала до ставки Бату, а затем по проторенным монголами дорогам — до новой столицы империи, Ханбалыка (современный Пекин). Когда же братья собрались возвращаться в Европу, великий хан Хубилай отпустил их с условием, что венецианцы вернутся. И они выполнили свое обещание — отдохнув три года на родине, братья снова пустились в путь. На этот раз с ними был их сын и племянник, семнадцатилетний Марко.

Путешественники пересекли нагорья Малой Азии, пустыни Ирака и Персии, поднялись в горы Афганистана и прошли по ледникам Памира, вышли на караванные пути Кашмира, на которых еще шесть следующих веков не ступит нога европейца… Они торговали специями и жемчугом, расшитым золотом льном и слоновой костью, они встречали буддистов и иудеев, индуистов и зороастрийцев…

Пока отец и дядя занимались в Китае торговлей, Марко был на службе у хана Хубилая, и по его поручениям объехал его империю вдоль и поперек — от Бирмы до Тибета. Однажды трое европейцев поплыли на джонках через Индокитай и Индию до Персидского залива, сопровождая дочь хана, выданную замуж за персидского правителя. В пути их настигла весть о смерти их монгольского покровителя, и Поло посчитали себя свободными от обязательства вернуться. Их 24-летнее путешествие окончилось в Венеции.

screenshot_3

Но европейская слава Марко только начиналась. Венецианцы дивились его рассказам о бесконечно далеких странах, они ему и верили, и не верили — и о том, насколько роскошен и богат Восток, и о том, что могут быть громадные города чуть ли не с миллионным населением, с улицами, обсаженными деревьями, и о том, что деньги могут быть из бумаги, и о том, что можно есть вилками… Но вскоре Марко попадает в гэнуэзский плен и в тюрьме продолжает рассказывать о своих путешествиях сокамернику, оказавшемуся сочинителем. И тот по его тюремным рассказам пишет книгу, названную им «Книгой о разнообразии мира».

Популярность этой книги все больше возрастала, тем более, что распад Монгольской империи надолго закрыл европейским путешественниками дорогу на Дальний Восток — Марко Поло на долгие века остался единственным, кто мог рассказать, что находится там, за «исламской стеной». «Книга о разнообразии мира» была на каравелле Христофора Колумба. И через двести лет великий мореплаватель читал и перечитывал рассказы великого землепроходца, делая на ее полях десятки пометок…

 

 

Опубликовать:


Комментарии закрыты.