ИСТОРИЯ - ЭТО ТО, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛО НЕВОЗМОЖНО ОБЬЯСНИТЬ НАСТОЯЩЕЕ НАСТОЯЩИМ

Рышард КАПУСЦИНСКИЙ

в Без рубрики on 10.07.2020

 

Известный польский журналист и писатель, книги которого переводились на многие языки. За десять лет до антикоммунистического переворота вышел из компартии и печатался на Западе

 

«Не будь хамства, не было бы фашизма. Фашизм без хамства немыслим. Хамство – источник наглого высокомерия и насилия, подлости и страсти к уничтожению.

История – борьба классов? борьба систем? Не только.

История – это борьба между культурой и хамством, между человеком и животным»

Национал-социалистический переворот в Германии


 

«Документальный фильм о Франции времен оккупации: как французы сотрудничают с гитлеровцами (французская элита, писатели, художники). Приемы в посольстве Германии в Париже, эсэсовцы в зале театра, мюнхенский хор дает концерт на площади Оперы.

Мое внимание привлекло… как немцы заигрывают с французами, как они стараются снискать их расположение. С нами не заигрывали. Париж был для немцев Европой, культурной страной – мы же были варварами, быдлом, дикарями, которых предстояло закабалить, а потом сжечь. Фашизм был раковой опухолью западной культуры, подобно тому, как сталинизм был раковой опухолью Востока. Фашизм (высокая организация, начищенные сапоги) был продуктом Запада, сталинизм (угрюмость, серость, грязь) – Востока»

Союз диктаторов и Новый порядок в Европе. 1939-1940 годы


 

«Изломанность польской судьбы: каждые несколько лет новый этап, новая сцена, новая система. Никакого постоянства. Будущее вовсе не вытекает из прошлого. Что было вчера, сегодня уничтожено или обесценено, скидывается со счетов. Ничто не суммируется, не накапливается, не приобретает устойчивых форм. Всякий раз приходится все начинать сначала, с первого кирпича, с первой борозды. Что построил – будет заброшено, что взошло – зачахнет. Потому строят с полным безразличием, спустя рукава. Прочно только иррациональное: мифы, легенды, иллюзии. Только это пускает корни»;

«Во время разговора со швейцарцем невольно возникает желание сказать ему: дорогой, ну что ты знаешь о жизни! Живешь барином, все у тебя есть, никого не боишься…

С одной стороны, мы испытываем к швейцарцу зависть, но с другой – …прилив странного удовлетворения от того, что именно мы – не он! – добрались до правды жизни, проникли в ее трагическую тайну и отведали ее горькую сущность. Эта философия предполагает, что жизнь – ад, такие вещи, как покой, достаток, удовлетворенность, по природе своей редки, случайны и недолговечны, и по-настоящему живет только тот, кто страдает, проигрывает, сталкивается с несправедливостью, терпит неудачу за неудачей»

«Мировая система социализма». 1953-1984 годы


 

 

Опубликовать:


Комментарии закрыты.