ИСТОРИЯ - ЭТО ТО, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛО НЕВОЗМОЖНО ОБЬЯСНИТЬ НАСТОЯЩЕЕ НАСТОЯЩИМ

ЭСФИРЬ

в Без рубрики on 05.09.2016

 

Глава 1

«И было во дни Артаксеркса, — этот Артаксеркс царствовал над ста двадцатью областями от Индии до Ефиопии…»

История эта началась с грандиозного пира, который дал своим приближенным и всему народу царь Персидской державы в своей столице, Сузах. В течение многих дней показывал Артаксеркс свои великие богатства, демонстрировал блеск своего величия. В завершение же праздненства решил он показать всем свою жену, роскошную красавицу Астинь. Но она отказалась придти на зов своего царственного супруга. Произошло это на глазах у всех и нанесло большой урон царскому достоинству. Вельможи сочли, что царица подала очень дурной пример их женам и женам всех мужчин страны. Решено было, что царица будет лишена царского сана. Кроме того, было сочтено необходимым издать особый указ за подписью царя, чтобы всякий муж был в своей семье господином («тогда все жены будут почитать мужей своих, от большого до малого»).

 

Глава 2

Новую царицу Артаксеркс должен был избрать из числа красивейших девушек своего обширного государства. В их число попала и одна девушка-иудейка по имени Есфирь. Была она из семьи бывших пленников, которые после освобождения не пошли в Палестину, а остались на старом месте. Есфирь потеряла родителей, но ее старший двоюродный брат, Мардохей, взял ее к себе в дом вместо дочери.

Когда Есфирь забирали в царский гарем, чтобы готовить к встрече с царем, Мардохей посоветовал ей не говорить о том, что она иудеянка. Именно Есфирь избрана была Артаксерксом в новые царицы, и он очень полюбил ее.

Мардохей во время смотрин и свадебного пира сидел у царских ворот, и тут ему удалось оказать царю важную услугу. Он услышал разговор двух слуг, замысливших убить Артаксеркса. Через Есфирь Мардохей сумел вовремя передать весть об этом заговоре царю.

«Дело было исследовано, и найдено верным, и их обоих повесили на дереве. И было вписано о благодеянии Мардохея в книгу дневных записей у царя».

 

Глава 3

Гонение на иудеев попытался начать царский министр Аман.

«…Возвеличил царь Артаксеркс Амана, сына Амадафа, Вугеянина, и вознес его, и поставил седалище его выше всех князей, которые у него; и все служащие при царе, которые были у царских ворот, кланялись и падали ниц пред Аманом; ибо так приказал царь. А Мардохей не кланялся и не падал ниц.

И когда увидел Аман, что Мардохей не кланяется и не падает ниц перед ним, то исполнился гневом Аман.

И показалось ему ничтожным наложить руку на одного Мардохея; но так как сказали ему, из какого народа Мардохей, то задумал Аман истребить всех Иудеев, которые были во всем царстве Артаксеркса…

И сказал Аман царю Артаксерксу: есть один народ, разбросанный и рассеянный между народами по всем областям царства твоего; и законы их отличны от законов всех народов, и законов царя они не выполняют; и царю не следует так оставлять их.

И сказал царь Аману: …поступи с ним, как тебе угодно».

Аман разослал во все области империи указ об истреблении всех иудеев в один, определенный им, день.

 

Глава 4

Указ этот вызвал во всех иудейских общинах смятение. Люди, одевшись в рубище, молились, постились и готовились к смерти. Мардохей обратился за помощью к царице Есфири, но та объяснила ему придворные порядки и показала, что попытка спасти единоплеменников может стоить ей жизни:

«…Всякому, и мужчине и женщине, кто войдет к царю во внутренний двор, не быв позван, один суд — смерть; только тот, к кому прострет царь свой золотой скипетр, останется жив. А я не звана к царю уже тридцать дней».

В ответе Мардохея прозвучали и скрытая угроза, и намек на то, что роль спасительницы народа Есфири дана свыше:

«И сказал Мардохей в ответ Есфири: не думай, что ты одна спасешься в доме царском из всех Иудеев.

Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?»

Есфирь все-таки решилась на смертельно опасный шаг — пойти к царю без зова и постараться отвести гибель от своего народа.

 

Глава 5

Царица вошла в запретный внутренний двор царских покоев. Артаксеркс ее увидел, но, будучи в хорошем расположении духа, указал на нее своим золотым скипетром, приглашая подойти. Есфирь пригласила царя и его любимца Амана к себе на пир. Артаксеркс на пиру спросил о желаниях царицы, обещая исполнить любое из них. Есфирь, однако, не решилась сразу заявить свою просьбу и пригласила царя и его министра к себе на завтрашний пир. Бдительность Амана была усыплена, — ведь к нему благоволит не только царь, но и царица!

«И вышел Аман в тот день веселый и благодушный. Но когда увидел Аман Мардохея у ворот царских, и тот не встал и с места не тронулся пред ним, тогда исполнился Аман гневом на Мардохея, однако же скрепился Аман».

Жена и советники посоветовали вельможе приготовить перед домом виселицу, и завтра же утром испросить у царя позволение повесить на ней непочтительного иудея.

 

Глава 6

«В ту ночь Господь отнял сон от царя…»

Он вспомнил о человеке, предотвратившем цареубийство, и спросил, какая награда была этому человеку. Когда же узнал, что человек тот, Мардохей, за свою великую услугу еще не вознагражден, царь решил сам отблагодарить его. О том, как это сделать, Артаксеркс начал советоваться с пришедшим к нему утром Аманом.

«И вошел Аман. И сказал ему царь: что сделать бы тому человеку, которого царь хочет отличить почестию? Аман подумал в сердце своем: кому другому захочет царь оказать почесть, кроме меня?»

Самые честолюбивые фантазии разыгрались в душе царского любимца:

«И сказал Аман царю: тому человеку, которого царь хочет отличить почестию, пусть принесут одеяние царское, в которое одевается царь, и приведут коня, на котором ездит царь, возложат царский венец на голову его, и пусть подадут одеяние и коня в руки одному из первых князей царских, — и облекут того человека, которого царь хочет отличить почестью, и выведет его на коне на городскую площадь, и провозгласят пред ним: «так делается тому человеку, которого царь хочет отличить почестию!»

И приказал царь сделать все по слову своего советника. Но в торжественной этой церемонии на коне в царских одеждах сидел не Аман, а Мардохей, а сам всесильный вельможа держал поводья его коня…

Едва ошеломленный происшедшим Аман пришел в свой дом, как позвали его на пир к царице.

 

Глава 7

Принимая у себя Артаксеркса и Амана, Есфирь рассказала царю о приказании его царедворца истребить народ, из которого вышла его любимая жена.

«И царь встал во гневе своем с пира, и пошел в сад при дворце; Аман же остался умолять о жизни своей царицу Есфирь, ибо видел, что определена ему злая участь от царя.

Когда царь возвратился из сада при дворце в дом пира, Аман был припавшим к ложу, на котором находилась Есфирь. И сказал царь: даже и насиловать царицу хочет в доме у меня! Слово вышло из уст царя, — и накрыли лицо Аману!

И повесили Амана на дереве, которое он приготовил для Мардохея. И гнев царя утих».

 

Глава 8

Есфирь ввела к царю Мардохея, и отдан был ему дом казненного Амана. Когда же попросили они отменить приказ Амана об истреблении иудеев, то оказалось, что сделать этого невозможно: приказ этот был скреплен царской печатью, которая была тогда в распоряжении царского министра, а такой приказ отмене не подлежал. Тогда в провинции империи был послан другой приказ: иудеям было разрешено защищать свои жизни при попытках расправиться с ними

 

Главы 9-10

В день, назначенный Аманом, те, кто пытался устроить резню иудеев, натолкнулись на решительный отпор. Нападавшие на иудейские общины в разных городах империи гибли сотнями. Царский указ разрешал иудеям присваивать имущество их противников, но они «на грабеж не простерли руки своей». Мардохей после этих событий стал вторым после царя человеком в Персидской державе.

 

 

Опубликовать:


Комментарии закрыты.