Тридцатилетняя война. Вестфальский мир
История Европы изобилует самыми разнообразными военными столкновениями. Но война, разразившаяся в первой половине 17-го века поразила привыкших к войнам европейцев и своими масштабами, и числом жертв. Тридцатилетнюю войну 1618-1648 годов иногда даже считают первой мировой войной.
В тогдашней Европе ведущая роль принадлежала династии Габсбургов. Австрийские Габсбурги закрепили за собой корону императора Священной Римской империи, являлись королями Чехии, Венгрии, Хорватии; Габсбурги испанские владели, кроме Испании, также Португалией, Южными Нидерландами, Южной Италией и, помимо этого, имели в своём распоряжении огромную испано—португальскую колониальную империю. Они пытались расширить свое влияние в Европе еще более, однако против их устремлений выступали другие крупные державы во главе с Францией.
Обострилась и борьба за Балтийское море: Швеция в союзе с Данией пыталась закрепиться и на его южном побережье, чему противодействовала Речь Посполитая. А за контроль над раздробленной Южной Италией сражались Франция и Испания.
Положение осложнялось и тем, что католическая Церковь после взрыва Реформации перешла в контрнаступление, пытаясь отвоевать потерянные, перешедшие в лютеранство и кальвинизм, страны и области. Население было религиозно расколото и готово было воевать за свои духовные идеалы.
В Германии протестантские князья образовали Лютеранскую унию, а католические — Католическую лигу, которые были поддержаны иностранными государствами. Так сложились противостоявшие друг другу блоки государств.
На одной стороне были Испания, Португалия, Папское государство, католические княжества Германии и Речь Посполитая. Им противостояли Франция, Швеция, Дания, Чехия, Венеция, нидерландские Соединенные провинции, протестантские германские княжества.
Первые схватки всеевропейской войны происходили на востоке — в восточногерманских княжествах и Чехии. Победу здесь одержали католические войска, протестантская, в основном, Чехия и ряд до того лютеранских княжеств стали католическими. После этого католические войска повели наступление на протестантскую Данию, и здесь им также сопутствовала удача.
Последним крупным государством, способным изменить ход войны оставалась Швеция. Здесь выяснилось, что участники европейской схватки руководствуются не только религиозными соображениями — французский кардинал Ришелье щедро снабжал деньгами шведского короля-протестанта Густава II Адольфа. Его войско — прекрасно оснащенное, единственное, в котором не было наемников, — высадились на побережье и в нескольких сражениях наголову разбило силы Католической лиги. Сам король погиб в сражении, но шведы сумели переломить ход войны.
Но после гибели авторитетного и талантливого полководца шведская армия начала терпеть поражения. И тут в войну против Католической лиги на стороне протестантов вступила католическая же Франция. Ей удалось прекратить польско-шведское противоборство, мобилизовать союзников в Италии и на севере Европы, что позволило ей успешно вести борьбу с испанскими Габсбургами. И, в конце концов, чисто католический союз Габсбургов после ряда чувствительных поражений пошел на переговоры о мире.
Если раньше войны были делом преимущественно королей и князей, и, как правило, проносились над головами мирного населения, то Тридцатилетняя война коснулась в Европе всех и каждого. Особенно пострадали германские области, бывшие полем маневрирования и сражений больших армий, которые добывали себе пропитание мародерством. Начали свирепствовать эпидемии — сыпной тиф, бубонная чума, цинга, дизентерия. Счет жертв той войны шел уже на миллионы.
Мирный договор, завершивший Тридцатилетнюю европейскую войну, был заключен в двух городах германской области Вестфалии, поэтому его принято называть Вестфальским. По нему Швеция получила устья всех крупных рек, впадающих в Балтийское море и стала на ближайшие полвека великой державой. Франции достался Эльзас и она заняла главенствующее положение в европейском мире. Была признана независимость Соединенных провинций (Голландии) и Швейцарии. Три сотни мелких германских государств фактически получили самостоятельность от Империи, которую они сохраняли вплоть до 19-го века.
Впрочем, конкретные территориальные разделы интересны ныне лишь для историков, но у Вестфальского мира были и черты, благодаря которым он остался в истории до сих пор.
Во-первых, он явился результатом первого современного дипломатического конгресса, в котором приняли участие все государства, вовлеченные в конфликт. В перечень союзников, по настоянию Швеции, был включён даже «великий князь Московский» (война Московского царства с Речью Посполитой за Смоленск из Европы виделась как часть общего военного конфликта).
Во-вторых, он провозгласил, что претензии одного государства к другому не могут основываться на династических интересах царствующих семей. Главная роль в международных отношениях, ранее принадлежавшая монархам, перешла к суверенным государствам, за каждым из которых признавались свои «интересы».
В-третьих, Вестфальский мир предусматривал, что претензии одного государства к другому не могут основываться на религиозных соображениях. Глобальный конфликт с огромным числом жертв, выросший из столкновений католиков и протестантов, вынудил всех участников войны впервые вмешаться во внутренние дела суверенных государств — был провозглашен принцип веротерпимости.