Судьба. Тимур (Тамерлан)
Его полное имя было Тимур ибн Тарагай Барлас (Тимур сын Тарагая из рода Барласов). Но прозвище, полученное им от врагов, стало известнее имени — Тамерлан (Хромой, Хромец). По-персидски это обидное словцо, но на всех других языках никакого презрения в нем не было. Отец его владел небольшим участком земли и был из монгольского племени барласов, хотя в семье монгольского языка уже не знали, а пользовались тюркским.
Тимур начинал, как обычный разбойник, предводитель шайки, живущей грабежом. Он был удачлив, и скоро вокруг него собралось несколько сот сотоварищей, с которыми он стал выходить уже на караванную «большую дорогу». И появился у него шурин, друг и «коллега» по ремеслу, неудачливый претендент на местный трон и ставший таким же эмиром-разбойником (эмир — вождь, предводитель), Хусейн. Объединив силы, они могли ставить перед собой задачи более масштабные, чем грабеж караванов.
Но первое время их союз не был особенно успешным. Однажды они даже попали в плен к одному из племен и два месяца просидели в яме, дожидаясь, когда их продадут в рабство проходящим купцам. Им повезло, ни одного каравана мимо не прошло, а потом их решили отпустить — дали старую лошадь и больного верблюда и выпроводили из кишлака.
Далее, действуя под Самаркандом, их отряды встретились с монгольской армией. Пошел проливной дождь, воины с трудом даже могли смотреть вперед, и в этой «битве в грязи» союзники были разгромлены — с остатками воинов Тимур и Хусейн ушли на другой берег Сыр-Дарьи.
Тем временем, монголы, обосновавшиеся в Самарканде, были изгнаны оттуда народным восстанием, возглавлявшимся сенбердарами («висельниками», провозгласившими, что пусть их лучше повесят, но монголам они подчиняться не будут). Тимур и Хуссейн вновь подошли к городским стенам, выманили вождей восстания на переговоры и предательски их казнили.
Хуссейн, как более знатный, стал правителем Самарканда, а Тимур — его «правой рукой». И эта «правая рука» начала исподволь показывать самаркандцам и воинам, что Тимур лучше Хуссейна — он милосерднее, он щедрее, он дружественнее… Когда правитель осознал, что происходит, было уже поздно — его ненавидел весь город. И Хуссейн бежит в Балх, город, в котором сильно было влияние его рода. А Тимур становится правителем Самарканда.
В это время умирает жена Тимура и сестра Хуссейна — и обрывается последняя ниточка, еще связывавшая бывших друзей. Тимур идет с войском на Балх и после короткой осады берет его стены штурмом. Хуссейн прячется, его находят и ведут на общее собрание эмиров. Тимур выполняет свое обещание и сохраняет бывшему другу жизнь. Но отдает Хуссейна в руки его «кровника» (Хуссейн убил его брата) — и тот перерезает эмиру горло…
Гарем проигравшего был распределен между сподвижниками Тимура, а сам он взял из него главную добычу — жену Хуссейна из рода Чингиз-хана. Курултай избрал Тимура верховным эмиром Турана, возложив на него ответственность за установление долгожданного мира, стабильности и порядка в стране. Чтя Чингизов закон, ханом Тимур стать отказался, посадив на трон вместо себя марионетку-чингизида, сам же себя до конца дней называл просто эмиром.
Первое, за что взялся правящий эмир, была армия. Он построил ее по образцу чингизхановых туменов, ввел награды за храбрость и кары за трусость, коллективную ответственность воинов за провинности одного из них. Он лично вникал во все детали подготовки войск, тщательно продумывал каждый поход.
В одном Тимур превзошел своего кумира — в неимоверной жестокости расправ с теми, кто противился его воле. Первый же поход против Ургенча, города, отказавшегося признать его власть, окончился его разрушением до фундаментов и поголовным истреблением всего населения. Захватив афганский Герат, Тамерлан приказал сделать огромную кучу из камней и двух тысяч живых пленных и замазать ее глиняным раствором. В другом случае после захвата города он дал норму голов жителей, которые должен был принести ему каждый воин, и соорудил огромную пирамиду из 70 тысяч отрубленных голов…
Ужас шел перед его армией. Тамерлан покорил Северную Индию и Афганистан, Персию и Армению, Грузию и Сирию. Громя силы батыевой Орды, некоторые его отряды зашли даже в Рязанское княжество. Уничтожив армию османского султана Баязида Молниеносного, Тамерлан посадил проигравшего в клетку и возил его за собой повсюду, пока тот не умер.
Последней жертвой Тамерлана должен был стать Китай. Но Великий Эмир умер в самом начале своего «китайского» похода…