ИСТОРИЯ - ЭТО ТО, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛО НЕВОЗМОЖНО ОБЬЯСНИТЬ НАСТОЯЩЕЕ НАСТОЯЩИМ

«Развал России» или Федерация?

в Без рубрики on 20.03.2024

 

     В ситуации, куда по неразумию и самомнению залезла со своим «СВО» наша держава, у населения, еще хоть что-то соображающего, появилось много разных «пугалок». Чемпионкой среди них является убеждение, что, в конце концов, все должно кончиться непременным исчезновением с мировой политической карты 1/9 «нашенской» части суши, которое принято называть «развалом России». Спешим людей успокоить — «развал России», судя по всему, Промыслом Божьим не предусмотрен. Хотя, глядя как воюет наша армия, сотнями тысяч наваливая на черноземы и украинские и собственные трупы, видя какие руины в самом центре Европы она за собой оставляет, можно согласиться с тем, что за такие дела полный разгром и настоящий развал России был бы еще недостаточным воздаянием.

     Взывающим о мести украинцам и малой части донельзя обозленных, но сложивших крылышки наших соотечественников стоит напомнить слова апостола Павла: «Дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Аз воздам, говорит Господь». Но у апостола есть и более оптимистическое пророчество, которое можно отнести и к нашему будущему: «Не все мы умрем, но все изменимся». Вот об этом, как мы через какое-то время неизбежно изменимся, надо бы соотечественникам иметь понятие, хотя бы в общих чертах.

     Подавляющее большинство почему-то убеждено в вечности существования столь обширной страны в форме «единой и неделимой» державы. Мысль о перестройке государственного устройства страны, о ее федерализации на всем протяжении нашей истории людям в головы как-то не приходила, поскольку само понятие федерализма нашему населению было незнакомо. Сначала сотни лет было самодержавие с гордым принципом «единой и неделимой России», за которую отчаянно боролись в Гражданскую «белые» даже тогда, когда самодержец всероссийский в Феврале навсегда канул в Лету. Затем государство вновь собирали уже коммунисты, которые, хотя формально и назвали его «федеративным» (Р.С.Ф.С.Р), реально следующее столетие держали страну под централизованным контролем гораздо более самодержавным, чем во времена «проклятого царизма». И только поражение в Холодной войне в конце 80-х заставило часть новой элиты обратиться к опыту победителей, для большинства из которых федеративное дробление их стран было давно привычным и естественным.

____________________

     Попытка осуществить федерализацию в новейшей истории России уже была.

     Борис Ельцин в 1990 году заронил своим екатеринбургским избирателям мысль, что наряду с национальными автономиями, «в составе РСФСР после референдума могут образоваться 7 русских республик: Центральная Россия, Северная, Южная, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток». Весной 1993 года, за выстраивание нового типа отношений Центра и регионов взялся глава тогдашней Свердловской области Эдуард Россель (этнический немец, который так же, как и Ельцин, ставший к тому времени президентом РФ, прошел весь путь производственника — от мастера до начальника строительного треста и был избран главой области).

     Был проведен областной референдум, на котором при очень активной явке (67%) подавляющим большинством избирателей было принято решение (83,4%) о повышении статуса области, после чего было провозглашено создание Уральской республики. Областной совет утвердил Конституцию области, разработанную учеными Уральского отделения Академии наук (РАН).

     С пристальным вниманием и интересом отнеслись к екатеринбургским начинаниям в Пермской, Челябинской, Оренбургской и Курганской областях. Их руководители провели совещание по теме «Уральская республика и целостность российского государства» и подписали совместное заявление о намерении участвовать в разработке экономической модели «Большой Уральской республики».

     Это были лишь первые шаги к федерализации «единой и неделимой», которые открывали весьма перспективные пути дальнейшего развития. Это не была пока попытка реформировать местное самоуправление, но уральцы явно двигались в этом направлении. Но…

     8 ноября 1993 года была вынесена на референдум конституция Уральской республики и одновременно граждане должны были выбрать губернатора УР и депутатов двухпалатного парламента. Однако неожиданно на следующий день из Москвы поступил приказ Президента РФ об отстранении от должности Эдуарда Росселя за «превышение полномочий», роспуске облсовета и об отмене всех решений об Уральской республике, как не имеющих силы.

     Всех подробностей подковерной борьбы в президентской администрации, в результате которых последовало это решение, мы никогда не узнаем. Можно лишь констатировать, что именно в этот момент окончательно победил курс на сосредоточение власти в руках главы государства с последующим постепенным выстраиванием максимально централизованной властной вертикали в управлении страной.

_________________________

     Как всю свою историю было организовано наше государство? В столице всегда — от Ивана Калиты до Владимира Путина — располагался Единственный Центр Государственной Власти. Великий князь, государь, царь, император, лидер правящей партии, диктатор, президент, снова диктатор назначали правителей областей, которые, в свою очередь, назначали глав местных властей. Налоговые поступления, которые зарабатывались гражданами/подданными, аккумулировались в едином государственном бюджете и именно оттуда, из единой казны, частично распределялись между областями, местные же власти получали их от областного начальства вне зависимости от их вклада в госказну, по остаточному принципу.

     Это что касается распределения зарабатываемых денег, финансовой «вертикали». При этом в России управление на всех уровнях традиционно выстраивалось тоже в виде командной иерархической вертикали, при которой неукоснительно проводился принцип: — «Я начальник — ты дурак, ты начальник — я дурак». Это подразумевало, что на всех этажах властной вертикали, кроме самого главного, по определению оказывались исключительно дураки. Шел и продолжает идти негативный кадровый отбор хоть не всегда худших, но однозначно послушных и лояльных начальству, и он надежно перекрывает дорогу наверх для самостоятельных людей, которым уже невыносимо быть лишь дураками-винтиками государственной машины.

     Но возможен и другой путь, им пошли практически все демократии. Единое государство дробится на ряд частей достаточно крупных, чтобы там можно было наладить хозяйственную жизнь в общем комплексе. Каждый из субъектов федерации принимает свою конституцию и заключает отдельный договор об условиях вхождения в общее государство. Субъекты федерации учреждают общее правительство, в ведении которого находятся вооруженные силы и силы правопорядка, общая денежная система, контролируемая центральным банком и внешняя политика.

     Ключевой элемент такого устройства — это территориальные самоуправляющиеся единицы, общины. Они собирают местные налоги со своих членов и с предприятий, которые находятся на их территории, и часть из них перечисляют субъектам федерации. Субъекты федерации, в свою очередь, перечисляют свои фиксированные доли в союзный общефедеральный бюджет, а центральное федеральное правительство составляет общегосударственный бюджет из тех средств, которые отчисляют субъекты федерации согласно заключенным договорам. Такова схема организации государственной жизни в демократических обществах в самом общем виде.

      Какой ключевой элемент всей системы? — Это местное самоуправление, «новое земство». Местное самоуправление это фундамент народовластия, именно здесь происходит отбор лидеров и управленцев. Это инкубатор, производящий граждан, осознающих свое достоинство, людей, отвечающих за себя и за благополучие своих семей, за устройство быта вокруг вокруг них.  Дальнейшее существование государственного организма без местного самоуправления, наделенного полномочиями и ресурсами, — это путь к вырождению страны, и этот путь Россия, к сожалению, уже прошла до конца.

     Все государство выстраивается снизу, все оно покоится на общинах. Создание эффективной системы местного самоуправления — это центральный вопрос политической реформы и выживания России. Без глубокой федерализации, без эффективной местной власти у государства и страны просто нет будущего.

     Федерализм исходит из понимания сложности, разнообразия общественной жизни. Он представляет собой децентрализованную систему самостоятельных центров принятия решений на всех уровнях. Все они играют по общим правилам в рамках разработанной и принятой всеми субъектами федерации Конституцией. Федерализм не просто поощряет, он требует инициативы, творчества, ответственности перед своими избирателями, а не перед начальством.

     Нам трудно, почти невозможно представить себе всю огромность, все потрясающее разнообразие страны, которая нам досталась от предков — и всю бездарность управления ею во все времена. Впереди нас ждет не какой-то воображаемый и пугающий «развал России», а огромная и сложнейшая работа по дроблению и власти, и территорий огромной страны, где все, наконец, должны друг с другом научиться договариваться. На нее надо решиться, как решились реформаторы России в 60-е годы 19-го века.

 

Опубликовать:


Комментарии закрыты.