Норманны (викинги, варяги)
Небольшая часть германских племен, которые навалились на Европу в века Великого переселения народов, пошла на север и оказалась в самых суровых условиях. Малоплодородные почвы Скандинавии в сочетании с холодами давали крестьянам возможность только выживать без особых перспектив на достаток. Дети, отцы и деды жили здесь вместе, строя себе дом с одним большим помещением, посреди него ладили очаг, который и тепло давал, на котором и пищу готовили. Поселения они устраивали на побережьях, чаще всего на берегах фьордов. Общие для обитателей округи проблемы решали на тинге, народном собрании. Христианские проповедники до них не доходили, и они оставались язычниками со своим набором богов-покровителей.
В Европе они были известны, как норманны («северные люди»). Тех же, кто уходил морем за добычей или лучшей долей в других странах, называли викингами. В скандинавских языках у этого древненорвежского слова не слишком уважительный оттенок, но одно имя их наводило панику на европейские города и селения. Секретом их силы были их корабли — самые совершенные суда того времени. Гребные драккары («драконы») викингов могли совершать дальние морские походы, вмещали до шестидесяти воинов с вооружением и продовольствием, при этом имели высокую осадку, что позволяло входить на них даже в неглубокие реки, а к 11 веку на них появилась мачта с парусом.
Они появлялись всегда неожиданно и высаживали десант, который крушил все на своем пути, унося на корабли все мало-мальски ценное. Когда же к атакованному викингами поселению подходило вооруженное подкрепление, они бросались на свои суда и бесследно исчезали в море или за поворотом реки. Если же поселение было основательно укреплено, и они видели ожидавшую их вооруженную стражу, к берегу приставал торговый корабль викингов, который сопровождал драккары — и сбывал местным добычу из более удачной экспедиции.
Легкость и прибыльность такого «викингования» сделало морской и речной разбой (и вообще военное дело) настоящей профессией бывших крестьян. Все чаще под руководством испытанных вождей викинги собирались со всей Скандинавии для массированных атак на рождавшиеся и слабые пока европейские королевства. Время с конца 8 и до начала 11 века получило в Европе название «эпохи викингов». Их походы оказали огромное влияние на формирование европейских государств и народов.
Главной целью сначала норвежцев, а затем и датчан стала Англия. При римлянах здесь жили кельты (совр. шотландцы, валлийцы), потом их оттеснили пришедшие из северной Европы германцы — англы, саксы и юты, а затем сюда стали проникать занявшие их территории на континенте скандинавы. Их отдельные набеги вскоре превратились в систематическое завоевание. Два столетия, с 9 по 11 века, борьба германских племен на территории Британии шла с переменным успехом. Победы викингов в этой борьбе сопровождались заселением Британии скандинавскими крестьянскими семьями. Восстановленная было власть англо-саксонских королей была сметена вторжением норманнов из Франции в 1066 году. Победителю, Вильгельму Завоевателю, пришлось отражать очередное нападение норвежцев, которые, однако, решили не испытывать судьбу в сражении и предпочли получить выкуп. С тех пор скандинавские вторжения на Британские острова прекратились.
Постоянными объектами нападений викингов были города, располагавшиеся на берегах рек в современной Германии. Со временем вожди викингов становились вассалами империи франков и уже сами охраняли водные пути от своих единоплеменников. Викинги, подымаясь вверх по Сене, четырежды грабили Париж. Они осели на севере Франции, постоянно разоряя соседние области. Французский король, не имея сил бороться со скандинавами, отдал их вождю во владение уже захваченные ими земли при условии принятия пришельцами христианства. Так в 911 году на карте будущей Франции появилась Нормандия. Герцог-викинг принудил своих соплеменников покончить с набегами, по-крестьянски обосноваться на новой земле и строго соблюдать законы. Его потомок Вильгельм через полтора века завоевал трон Британии.
Викинги напали на принадлежавшую арабам Сицилию. Разгромив мусульман, они основали там Сицилийское королевство, просуществовавшее на юге Италии вплоть до 19 века.
«Гроза» викингов не обошла и Пиренейский полуостров, где они постоянно разоряли прибрежные города. Но это были лишь набеги, постоянных захватов территории здесь не было.
Скандинавы, которых бы мы сегодня назвали шведами, избрали главным направлением своих походов восток Европы. Со славян и финнов, живших здесь, взять было особо нечего, поэтому викинги, создав свои базы в Поднепровье, начали торить водные пути к более богатым странам. Когда их корабли выходили из устья Днепра в Черное море, открывались два направления набегов — на Каспий и на Византию.
Речной выход в Каспийское море контролировали хазары, с которыми нужно было договориться о проходе через Дон в Волгу, и дальше перед викингами открывались «ворота» Каспийского моря. На его побережье было много небольших мусульманских государств, не имевших, как правило, военных флотов, так что неожиданная атака с моря с последующим отходом казалась безопасной. Регулярные экспедиции на Каспий начались с конца 9 века. Сначала морские набеги, проводившиеся по «европейскому» сценарию, были весьма успешными, но затем, когда фактор внезапности был утерян, и нападавшие стали нести все более серьезные потери.
Проблемой становились и хазары. В одном из походов (914 год) викинги договорились, что на обратном пути заплатят хазарам за проход по Волге половину добычи, но, когда они возвращались после жестокого разорения прибрежных городов, мусульманская царская гвардия потребовала мести. В столкновении с ней погиб практически весь отряд русов (так их называли на востоке Европы (рус — гребец, мореход). Почти через полвека русы «разобрались» и с Хазарией, разорив ее столицу и ликвидировав помеху на своем волжском пути.
Но наибольшую добычу сулили набеги на Византию. Однако здесь русы сталкивались с мощной и организованной силой Империи. Поэтому они старались нападать в то время, когда имперские войска уходили от своей столицы, Константинополя, для операций на других направлениях. Будучи не в силах преодолеть защитные укрепления Великого города, русы и не пытались лезть на стены, а разоряли окрестности, ожидая, пока греки не предложат им мир. Греки так же, располагая лишь охраняющим стены гарнизоном, были не в состоянии разгромить нападавших. Поэтому каждый такой набег кончался обычно выплатой константинопольцами «отступного», с тем, чтобы русы ушли, и заключением договора об условиях дальнейшей торговли русских купцов в городе.
Решить «русскую проблему» византийцам удалось лишь тогда, когда они убедили северных соседей принять христианство и послали на Русь своих учителей веры. Древнерусское государство стало союзником Византии, и новые викинги, продолжавшие свои походы на юг по пути «из варяг в греки», сразу же переправлялись русскими князьями в Империю, где те становились наемными воинами (скандинавы составили там постоянный отборный отряд телохранителей византийских императоров).
Скандинавов было сравнительно немного, и после расселения на захваченных землях они очень быстро растворялись среди местного населения — как в Восточной, так и в Западной Европе и в Средиземноморье. Разница в верованиях исчезала после повсеместного принятия ими христианства. А к началу 11-го века поток викингов из малонаселенной Скандинавии начал иссякать, пока совершенно не сошел на нет.