Великая Хартия вольностей (Magna Carta Libertatum)
Многие считают, что с этого документа начала свою историю та Англия, которой несколько веков восхищались и завидовали, которой пытались подражать и которую от всей души ненавидели, страна, давшая миру великие изобретения, открывшие эпоху индустриальной цивилизации, но главное — утвердившая принцип верховенства права над силой. Этот документ, копии которого ныне демонстрируются в парламентах и музеях всех англоязычных стран, получил известность как Великая Хартия вольностей.
Когда в 1215 году ее назвали Великой, то, не зная о ее последующей судьбе, имели ввиду, что она большая, что ее текст больше, чем две хартии, которые были до нее. А до нее английские короли подписали два таких обязывающих документа.
Так получилось, что подряд два монарха при коронации имели меньше прав на престол, чем их соперники из королевского рода и, остро нуждаясь в поддержке аристократов, церкви и населения давали обязательства соблюдать их старинные права и привилегии. Таким образом, еще до Великой Хартии королями были фактически признаны юридические рамки их власти, уже тогда был определен предел их всевластия.
Более того, те же ограничения распространялись и на баронов в их взаимоотношениях с вассалами-рыцарями, и рыцарей в отношениях с крестьянскими общинами, трудом которых те кормились.
Однако третий король начал пытаться выйти за рамки прошлых соглашений, что вызвало глухое брожение среди баронов, а его преемник на троне Иоанн Безземельный начал вести себя так, как будто королевских обязательств и вовсе не было.
Едва ступив на престол, король тут же ввязался в войну за обладание французской Нормандией и для ее ведения обложил всех в Англии непомерными, невиданными еще налогами. При этом вел он себя вызывающе высокомерно, грубо, неуважительно по отношению к баронам и церкви. Он собрал своих вассалов в южном порту, якобы для отплытия на континент, но лишь изъял у них деньги и распустил по домам. Когда бароны вместе с королем все же отправились во Францию, то увидели, что Иоанн избегает боев с противником, и вернулись в Англию, за что подверглись огромным штрафам. Для всех остальных король ввел своими решениями такие поборы, которые в стране раньше никогда не видывали.
Когда умер глава английской церкви, архиепископ Кентерберийский, папа прислал занять кафедру своего друга, кардинала, англичанина Стефана Лэнгтона, но король отверг это решение и изгнал из страны кардинала. В ответ папа наложил на Англию интердикт, запретив священникам открывать церкви и проводить необходимые христианам обряды, а Иоанна отлучил от церкви. Пять лет в Англии не крестили родившихся детей, не венчали молодоженов, не отпевали покойников. Напряжение среди населения росло. А папа освободил подданных от присяги на верность королю и призвал французского монарха вторгнуться в Англию.
Под угрозой неминуемого краха Иоанн сдался. Он написал папе, что отдает ему свое королевство и получает его из его рук в качестве вассального владения. Он подчинился папе и вернул в страну назначенного им архиепископа, который в дальнейшем стал главой баронской оппозиции королю
А причины для оппозиции не замедлили проявиться. Король проиграл войну с французами и лишился всех своих владений на континенте (за что, собственно, и получил прозвище «Безземельный»), а по возвращению в Англию обложил всех новым налогом. На этом терпение баронов иссякло — они заявили об отказе платить непомерный сбор. Собравшись в одном из монастырей под предлогом богомолья, бароны решились на открытый вооруженный мятеж. Они дали клятву бороться до тех пор, пока Иоанн не вернется к правлению «по старине». Они подготовили две тысячи рыцарей (не считая оруженосцев и пехотинцев), запаслись оружием и продовольствием и вместе повели свою армию на встречу с королем.
То, что произошло потом, летописец описывает так: «Когда это стало известно королю, он послал к ним архиепископа Кентерберийского и Уильяма Маршала, графа Пембрука и еще нескольких мудрых людей, чтобы они разузнали у тех, что это за законы и вольности, которых они добиваются. Бароны предъявили послам некое писание, состоявшее главным образом из древних законов и обычаев королевства, присовокупив при этом, что если король немедленно не согласится на все это и не подтвердит грамотой, скрепленной королевской печатью, то они сумеют принудить его, захватив его замки, земли и владения… Тогда архиепископ со своими товарищами привез это писание королю и при нем прочитал его на память главу за главой. Как только король услышал содержание этих статей, он принялся хохотать язвительно и злобно: «Как это бароны довольствовались такими требованиями? Почему бы им не потребовать все королевство? Притязания их бессмысленны и ложны и не опираются ни на какое право». И он прибавил со страшной клятвой: «Никогда не соглашусь на такие уступки, которые из меня, короля, сделают раба!».
Получив отказ, бароны отреклись от своих вассальных обязательств и двинулись на Лондон, где получили всеобщую поддержку горожан. На призыв баронов откликнулась практически вся аристократия и большинство рыцарей — король остался лишь со своей свитой и советниками, которые уже давно рекомендовали ему договариваться с мятежниками. На этот раз Иоанн внял этим советам и выслал своих приближенных на встречу с баронами для выработки итогового документа.
Стороны встретились недалеко от Лондона. Через четыре дня упорных переговоров документ был готов и был представлен королю на подпись.
Великая Хартия была написана без разбивки по пунктам сплошным текстом. Отдельные требования по сбору и размерам налогов, о судопроизводстве, о наследственном праве, о правах церкви, городов, о правилах торговли, об управлении государством перемешаны. Историк, изучавший этот документ заметил, что Хартия «носит на себе следы своего беспорядочного и поспешного составления; ее статьи, очевидно, вписывались в нее по мере того, как каждая из них в отдельности приходила на ум людям, договаривавшимся с королем».
Сразу после того, как его заставили подписать такой документ, король пожаловался своему формальному сеньору — папе Римскому. Тот был возмущен тем, что конфликт, разразившийся в его владениях разрешился в результате восстания. Он объявил Хартию не имеющей силу и освободил короля от присяги соблюдать ее. Он назвал ее «несправедливым, противозаконным и позорным договором». Архиепископ Кентерберийский, активно участвовавший в борьбе за ее принятие, был отстранен от должности.
Иоанн, добившийся восстановления контроля над страной немедленно принялся мстить баронам. Он нанял дружину викингов и начал один за другим разорять баронские замки. Бароны воззвали к помощи французского короля, высадившегося в Британии. И неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы Иоанн в своих походах со скандинавами не заболел дизентерией и не умер на восточной окраине своей страны. Ему наследовал на троне его девятилетний сын, и его опекун снова обнародовал Великую Хартию в подредактированном виде. Вновь вставший во главе английской церкви Стефан Лэнгтон заботился о ее соблюдении.
Великая Хартия вольностей в дальнейшем не раз переписывалась, редактировалась, дополнялась, сокращалась и вновь расширялась. Борьба за ее основные принципы шла много веков, на нее всегда опирались силы, боровшиеся с всевластием королей.
Столкновения между знатью и монархами происходили во всех странах. Но Англия была единственным государством, в котором эта борьба еще в раннем Средневековье открыто поставила принципиальный вопрос: является ли король самодержцем, ограничить которого может только сила его противников, или он обязан подчиняться праву, основным законам королевства? И тот ответ на него, который в результате упорной борьбы был окончательно дан к 18 веку, вывел Великобританию в безусловные лидеры христианской цивилизации.
Английский историк 19 века сказал, что Великая хартия вольностей «служит истинным основанием английской свободы. Все достигнутое позднее составляет немногим более простого подтверждения, комментария к ней, и если б все дальнейшие законы уничтожены были, то все еще остались бы эти смелые черты, отделяющие свободную монархию от деспотической».