ИСТОРИЯ - ЭТО ТО, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛО НЕВОЗМОЖНО ОБЬЯСНИТЬ НАСТОЯЩЕЕ НАСТОЯЩИМ

ЧИСЛА

в Без рубрики on 03.09.2016

 

ЧЕТВЕРТАЯ КНИГА МОИСЕЕВА

 

Глава 1-2

Перед тем, как двинуться из Синайской пустыни в землю обетованную, провели подсчет наличной военной силы. Была проведена перепись мужчин, способных носить оружие. Не были исчислены лишь мужчины колена Левия, — левитам Ягве поручил в походе особую миссию: их обязанностью стало разбирать скинию собрания перед началом движения народа, нести в дороге ее отдельные части и ковчег завета, каждый раз собирать святыню при остановках и охранять ее во все дни и ночи.

Перед походом Моисей определил порядок движения воинских колонн, место каждого колена в общем строю. В самой середине, под прикрытием остальных колен шли священники вместе со своими помощниками-левитами.

 

Глава 3-4

В этом грандиозном всеобщем движении к неведомой еще земле самую ответственную, но и опасную роль выполняли левиты. Малейшая порча святынь грозила народу неисчислимыми бедствиями; любая неосмотрительность в обращении со священными предметами чревата была гибелью для неосторожного. Поэтому было очень четко и строго определено, какое семейство левитов и под началом какого священника отвечает за все действия с определенными частями походного храма; подробно описана технология демонтажа, упаковки, транспортировки и последующей сборки скинии собрания и меры безопасности при обращении со святынями.

 

Глава 5

Своевременно позаботился Ягве и о воинском духе, о моральном спокойствии мужчин Своего народа. Чтобы избавить их от мук ревности, Он определил ритуальный способ определения священниками чистоты или неверности жен. Прошедшая испытание женщина оказывалась вне подозрений. Неверная жена подлежала смертной казни — ее побивали камнями.

 

Глава 6

Пример истового служения общему делу должны были показывать воины, целиком посвятившие себя Богу — назореи. Назорей отличался особо строгим образом жизни, добровольно отказывался от тех радостей жизни, которые не возбранялись обычным людям (кроме того, он не имел права стричь свои волосы). Назореями становились не обязательно пожизненно, — из этого жертвенного состояния можно было выйти, и Ягве определил специальный ритуал такого выхода в обычную жизнь.

 

Глава 7

Когда Моисей поставил и освятил скинию собрания, от всех колен Израилевых пошел поток подношений народному и Божьему святилищу. Список только самых богатых даров занимает немалое место.

 

Глава 10

Наконец, когда все было готово, облако Божье поднялось над скинией собрания, и по этому знаку выстроились все ополчения колен Израилевых и двинулись в долгий поход от горы Синайской на северо-восток — в Ханаан, в землю обетованную.

 

Глава 11

Со дней Исхода прошло уже больше года, но не раз тяготы пути заставляли людей поминать время рабства добром. Первый за время похода ропот в войске начался, когда небесный рацион показался евреям слишком однообразным:

«…Сыны Израилевы сидели и плакали, и говорили: кто накормит нас мясом?

Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок.

А ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших».

Слыша эти стенания людей, с голоду не умирающих, но желающих большего достатка, Моисей в отчаянии кинулся к Богу:

«…Для чего Ты мучишь раба Твоего?..

Разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его?

Я один не могу нести всего народа сего; потому что он тяжел для меня».

 

В подчинении у Моисея были уже его доверенные люди, через которых он управлял всеми коленами Израилевыми. Но они были плоть от плоти своего народа и так же, как он, страшились тяжкого пути. А вождю нужны были не просто подчиненные, но — единомышленники, соратники, движимые теми же чувствами и мыслями, одержимые той же целью. Бог помог ему в этом:

«…Возьму от Духа, который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил.

И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали».

 

Избранный служитель Моисея Иисус Навин выразил недовольство тем, что дар пророчествовать перестал быть монополией одного вождя. Моисей в ответ на это пожалел, что Дух Божий не вошел в каждого человека.

Возмущавшемуся же народу Ягве поручил сказать, что тот получит свое мясо:

«Не один день будете есть, не два дня, не пять дней, не десять дней и не двадцать дней; но целый месяц, пока не пойдет оно из ноздрей ваших…»

Поднялся ветер и набросал на землю вокруг лагеря неисчислимые стаи перепелов, тушки которых покрыли все окрестное пространство толстым слоем («на два почти локтя от земли»). Внезапный переход с «манной» диеты к свалившемуся с неба изобилию многим обошелся дорого:

«Мясо еще было на зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою.

И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттаава; ибо там похоронили прихотливый народ».

 

Глава 12

Не все было ладно и в руководстве. Аарон и Мариам, брат и сестра Моисея, начали упрекать его в том, что он женат на чужеземке. Но на самом деле, очевидно, они не могли смириться с его единоличным верховенством в народе («одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам?»). Ягве немедленно пресек эти разговоры, — отозвав Аарона и Мариам в сторону, Он объяснил  разницу между ними и Моисеем:

«…Если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем…

Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит…»

После полученного выговора Мариам покрылась проказой и исцелилась она только благодаря мольбам Моисея.

 

Глава 13

И вот, народ подошел к рубежам обетованной земли. Вперед выслали разведчиков — двенадцать человек (по одному представителю от каждого колена). Они обошли всю землю и через сорок дней возвратились в стан.

Двое из них несли на шесте огромную виноградную кисть, срезанную в долине, — это было подтверждением их рассказов об изобильном плодородии той земли, «текущей молоком и медом». Но разведчики сообщили также, что  Ханаан населен многочисленными и сильными племенами. У страха глаза велики — некоторые даже утверждали, что видели там легендарных допотопных исполинов. Только Халев из колена Иудина говорил, что евреям по силам завоевать землю обетованную. Того же мнения держался и Иисус Навин. Остальные же соглядатаи в успех не верили.

 

Глава 14

«И подняло все общество вопль, и плакал народ во всю ту ночь.

И роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и все общество сказало им: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей!

И для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам. Не лучше ли нам возвратиться в Египет?

И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет».

Моисей, Аарон, Халев и Иисус Навин рвали на себе одежды и заклинали собрание верить Господу, который обещал быть на их стороне. Но:

«…Сказало все общество: побить их камнями!»

Только непосредственное вмешательство Ягве спасло вождей от расправы.

 

В очередной раз пожалел Господь, что взялся вести этот народ, и в сильнейшем раздражении уже собирался истребить его и произвести более послушный род от Моисея. Однако Моисей в очередной раз отказался от такой чести и принялся с жаром упрашивать Бога простить сынам Израиля их неверие. И на этот раз уговоры его возымели действие («прощаю по слову твоему»). Но все это поколение народа, воспитанное в рабстве, было сочтено Господом недостойным земли обетованной. Народ должен был вернуться в пустыню и бродить по ней до тех пор, пока не перемрут там бывшие рабы, так и не решившиеся на борьбу. Лишь двоим из этого поколения — Халеву и Иисусу Навину — суждено было еще раз войти в землю обетованную.

Услышав такое решение свыше, народ было спохватился и попытался сам, без Божьей помощи войти в землю Ханаанскую, но потерпел поражение от живших там племен и откатился в пустыню.

 

Глава 16

Неудача похода озлобила многих. Против водителей народа восстали двести пятьдесят «начальников общества, призывавшихся на собрания, людей именитых». Они заявили, что истинный носитель Божьей правды — народ. Поэтому те немногие люди, которые утверждают, что знают путь Господа, но при этом выступают против народных желаний — неправы.

«И собрались против Моисея и Аарона, и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди них Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?»

Во главе заговорщиков встал Корей из колена Левия. Его поддержали левиты, которые сами захотели стать священниками. Положение становилось все более угрожающим. Моисей призвал на помощь двух своих близких соратников, но те предали его, — они были недовольны уже не тем, что Моисей освободил людей от рабства, а тем, что не дал им обещанного богатства, отведя от Ханаана:

«…Ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в пустыне, и ты еще хочешь властвовать над нами!

Привел ли ты нас в землю, где течет молоко и мед, и дал ли нам во владение поля и виноградники? Глаза людей сих ты хочешь ослепить? Не пойдем!»

Но Моисею всегда была обеспечена защита свыше — Бог пришел ему на помощь и на этот раз. Ягве предупредил, чтобы люди отошли подальше от шатров главного заговорщика и двух предателей.

«И разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их…

И вышел огонь от Господа, и пожрал тех двести пятьдесят мужей…»

На другой день, когда у людей прошел страх от этой Божьей кары, общество вновь окружило Моисея и Аарона у скинии, возмущаясь вчерашней расправой над теми, кто возглавил народный протест («вы умертвили народ Господень»). Ягве приказал братьям отстраниться от общества и уже начал уничтожение толпы, как Аарон с горящей священной кадильницей встал в ряды наказуемых и тем самым прекратил избиение.

 

Глава 17

После этих бурных событий потребовалось дополнительное подтверждение полномочий Аарона, как первосвященника. По требованию Ягве руководители колен принесли к скинии свои жезлы, написав на них свои имена. На жезле колена Левиина написали имя Аарона. Жезлы оставили в скинии собрания (откровения) на ночь и стали ждать, что будет. Наутро их вынесли к народу, и оказалось, что жезл с именем Аарона «расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали».

 

Глава 18-19

Недавний бунт с участием многих левитов показал, что нужно закрепить их особое положение в обществе более определенно и законно. Бог решил, что в последующем разделе земли Ханаанской между коленами Израилевыми колено Левия своей доли не получит. Существовать же левиты будут на ту десятину, которую все евреи обязаны приносить Господу. Питание их будет дополняться частями жертв, не подлежащих сожжению на жертвеннике.

Ягве также установил специальный ритуал получения «очистительной воды», которой должен быть окроплен всякий, прикасавшийся к трупам или костям. Изготовлялась она так: в жертву всесожжения приносилась «рыжая телица без порока, не знавшая ярма», при этом священник должен был бросить в жертвенный огонь кусочек кедрового дерева, пучок иссопа (травы) и красную нитку; пепел телицы должен храниться за пределами стана, а когда понадобится очищать осквернившихся людей, следует замешать воду на этом пепле и она приобретет священные очистительные свойства.

 

Глава 20

Началось многолетнее мучительное кружение избранного народа по пустыне.

Через месяц умерла сестра Моисея и Аарона Мариам. А народ вновь начал роптать — кончилась вода. Господь, к которому обратились братья, сказал им, что они могут добыть воду из скалы. Они усомнились, не поверили, что с Его помощью им по силам будет напоить столько людей. Но чудо вновь случилось — из-под Моисеева жезла забил обильный источник чистой воды. Минутное сомнение вождей народа стоило им дорого, — Ягве постановил, что из-за этого ни Моисею, ни Аарону не суждено ввести сынов Израилевых в землю обетованную.

На пути евреев лежала земля отдаленных потомков Исава (Едома). Напрасны были просьбы скитальцев пропустить их по дорогам этой страны. Они уклонились от боя, пошли в обход и остановились у подножия горы Ор. Здесь суждено было умереть («приложиться к народу») Аарону. Предупрежденный об этом Богом, Аарон вместе с братом Моисеем и сыном Елеазаром поднялся на вершину горы. Там Моисей снял с него священнические одежды и возложил их на старшего из оставшихся в живых Ааронова сына. Смерть настигла первого священника на самой вершине горы Ор.

 

Глава 21

Кочуя к югу от Ханаана, евреи натолкнулись на одно из местных племен и сумели его разбить. Но победа эта не вселила в них уверенности, — снова началось недовольное ворчание на Господа и вождя, выведших их из Египта. На этот раз Ягве подверг евреев наказанию ядовитыми змеями, которые во множестве нападали на людей и жалили их.

По молитве Моисея Бог указал на противоядие: Моисей должен был сделать из меди изображение змея, взглянув на которое, ужаленный исцелялся.

Куда бы ни двинулся Израиль, все — даже пустынные — земли вокруг были заняты, и нужно было пробиваться силой. В этих столкновениях крепла сила и дух народа. Ему удалось разгромить одно из племен и на время поселиться в захваченных городах.

 

Глава 22-24

Вскоре евреи опять снялись с места и подошли к рубежу Ханаанской земли — к берегу Иордана.

На противоположном берегу реки выставили заслоны жившие там моавитяне. Их царь Валак весьма опасался многочисленных пришельцев и решил призвать на помощь потусторонние силы. Он послал к знаменитому кудеснику-волхву Валааму, сыну Веорову, чтобы тот приехал и проклял евреев («Я знаю, что, кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят»).

Но Валаам не творил ничего по своему произволу, он ощущал себя лишь проводником Господней воли. Бог, явившись во сне Валааму, запретил ему ехать к царю моавитян. Но тот был настойчив и прислал второе посольство с той же просьбой. На этот раз Бог позволил волхву ехать, но с условием, что Валаам будет говорить только то, что Он вложит в его уста.

По дороге Валаам получил еще одно предупреждение. Ехал он на своей старой ослице и вдруг она свернула с дороги и пошла полем.

Седок стал бить ее, чтобы возвратить на дорогу, — он не знал, что дорогу ей заступил Ангел с обнаженным мечом в руке. Ангел тем временем перешел на другое место и снова встал на дороге, и вновь Его увидела только ослица и прижалась к скале, придавив седока, и вновь он стал бить ее, понуждая идти вперед. Когда ослица увидела Ангела Господня в третий раз, она легла на дорогу. Когда же хозяин опять стал бить ее, она неожиданно заговорила человеческим голосом: «Что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?.. не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? Имела ли я привычку так поступать с тобою?»

Только в эту минуту дано было Валааму увидеть Ангела, который позволил ему продолжать путь, но предупредил, чтобы волхв поступал только по Божьей воле.

Встретивший кудесника Валак повел его на вершину холма, с которой был виден народ Израиля. Моавитяне построили на холмах жертвенники и принесли богатые жертвы, надеясь, что это поможет Валааму проклясть Израиля. Но волхв произнес неожиданные для заказчиков слова:

«Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает на него зла.

С вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него: вот, народ живет отдельно, и между народами не числится.

Кто исчислит песок Иакова и число четвертой части Израиля? Да умрет душа моя смертию праведников, и да будет кончина моя, как их!»

Валак схватился за голову: «Что ты со мной делаешь? Я взял тебя, чтобы проклясть врагов моих, а ты, вот, благословляешь?». Царь предложил Валааму попробовать еще раз и все-таки проклясть народ за рекой, но и вторая попытка проклятия закончилась еще одним благословением. И в третий раз из уст Валаама вырвались не проклятия, а благословения избранному народу:

«Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль!

Расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах.

Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит врага.

Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят. …

И встал Валаам, и пошел обратно в свое место, а Валак также пошел своею дорогою».

 

Глава 25

Стоило евреям осесть среди других племен, как очень быстро они перенимали местные верования и обычаи. Языческое влияние проникало в среду народа, как правило, через туземных женщин, — они склоняли сынов Израиля не только к любви, но и к совместным ритуалам поклонения их племенным богам. Ягве за такое нарушение завета начал истреблять Свой народ. Судьи собрались у скинии и горевали, но случай остановил начавшуюся расправу.

«…Некто из сынов Израилевых пришел, и привел к братьям своим Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания.

Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества, и взял в руку свою копье, и вошел вслед за Израильтянином в спальню, и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых».

 

Глава 26

После Исхода минуло уже сорок лет, и Бог приказал вновь провести перепись всех людей из колен Израилевых и оказалось, что среди них не осталось в живых уже никого, кто был рабом в Египте (кроме Халева и Иисуса Навина). Теперь можно было готовиться к вторжению в Ханаан. Ягве заранее установил порядок раздела земли обетованной и расселения народа: каждое колено (кроме левитов) получало свою территорию, а какую — должен был решить жребий.

 

Глава 27

Скоро у еврейских родов должны были появиться уделы, и Ягве дал некоторые установления об их наследовании, впервые предусмотрев, что за неимением сына, отцовское имущество и землю могут наследовать прежде всего дочери, а затем уже другие родственники-мужчины.

Моисею не суждено было ступить на Землю Обетованную. Вести туда народ предстояло кому-то другому. Выбор Ягве пал на давнего служителя Моисея, Иисуса Навина. Моисей, возложив на него руки пред всем обществом, передал ему свою власть. Установлено было, что Божьи решения Иисус будет узнавать через первосвященника.

 

Главы 28-29

Народ получил также целый ряд законов относительно ритуалов жертвоприношений, разработанных очень подробно во всех деталях.

 

Глава 30

Ягве дал также важные уставы об отношениях между женщиной, мужчиной и Богом: если девушка или женщина дает клятву Господу, то исполнить ее она сможет только в том случае, если отец или муж не запретят ей сдержать данное Богу слово. Неисполнение такого обета грехом ее считаться не будет, — грех этот возьмет на себя отец или муж.

 

Глава 31

Ягве поручил Моисею перед смертью организовать поход против мадианитян (месть за соблазнение евреев чужими богами). Короткая эта война была успешной. Гнев Божий обрушился на вернувшихся воинов за то, что они лишили жизни не всех женщин мадиамских, а привели их пленницами в стан. И Моисей приказал:

«…Убейте всех детей мужеска пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя».

Подробнейшим образом перечислена вся добыча этого набега и пропорции ее дележа.

 

Глава 32

Земля Ханаанская лежала по ту сторону Иордана, и израильтяне готовились перейти реку. Но незадолго до начала наступления к Моисею явились начальники колен Рувима и Гада с просьбой оставить за ними земли по эту сторону реки, которые были только что завоеваны. Моисей напомнил им, что народу пришлось сорок лет ходить по пустыне из-за отказа вторгнуться в Ханаан, и как бы они и на этот раз не подвели весь народ Израильский. Но люди Рувима и Гада заверили его в том, что они с оружием в руках вместе со всеми будут сражаться за землю обетованную, но потом предпочли бы вернуться назад, за Иордан, на понравившиеся им пастбища земли Мадиамской. Так и было решено.

 

Глава 34

Накануне вторжения Ягве в точности описал Моисею границы территории будущего обитания Его народа и дал последние указания по разделу земель между коленами и о порядке наследования родовых уделов (чтобы исключить переход земель из одного колена в другое).

 

 

Опубликовать:


Комментарии закрыты.