Судьба. Сесил Родс
1853-1902
Сесил родился в семье англиканского священника младшим и больным ребенком, — у него нашли неизлечимую болезнь сердца. И мальчик жил с мыслью, что каждый его новый день может стать последним. Поэтому во всем, чем он занимался, он торопился стать лучшим. Он стал лучшим учеником, он рьяно набросился на богословие и собирался уже в Оксфорд, как судьба нанесла ему новый удар — он заболел туберкулезом. Это означало верную и скорую смерть. Единственное, что могло отсрочить конец, была смена климата. И юноша срочно уезжает из родительского дома в Англии — в Южную Африку.
Там, на ферме своего брата, он застает начало знаменитой «алмазной лихорадки». И братья, продав ферму, устремляются на вновь открытые прииски. Они развили свое дело, разбогатели и даже наняли рабочих. Сесил уже строил планы возвращения в Англию для учебы и получения заветной оксфордской мантии, но судьба распорядилась иначе: трагически погиб брат Герберт.
Сесил остался один. Работая днями в шурфах, он продумывал, как построить бизнес по-новому. Он был одним из первых старателей, кто понял, что у кустарного производства, царившего на приисках Кимберли и рассчитанному только на удачу, будущего нет. Устраивая свой бизнес, все заработанные деньги Сесил Родс вкладывал в дорогостоящее оборудование, оснащал прииски новейшими паровыми машинами.
Мировой экономический кризис обрушил цены на землю, и Родс купил неподалеку ферму у братьев Де Беер (по-английски во множественном числе эта фамилия звучит как Де Бирс). Фамилию тех братьев он оставил в названии своей компании, и теперь она известна всему свету — алмазный гигант «Де Бирс».
Едва разбогатев, Родс возвращается в Англию, чтобы осуществить давнюю мечту — учиться философии в Оксфордском колледже. Здесь же он написал свой знаменитый трактат «Символ веры».
Миром, по мнению Родса, должны править не монархи, правительства и парламенты, а некая тайная наднациональная организация крупнейших промышленников, финансистов и политиков. Под ее руководством и на деньги, получаемые от продажи алмазов, должны быть куплены или силой завоеваны страны «дикого мира», после чего над «всемирной империей» действительно никогда не зайдет солнце.
Естественно, руководящую роль во всем этом должны были играть англичане. «Я утверждаю, — писал Родс, — что мы — лучшая нация в мире, и чем большую часть мира мы заселим, тем лучше будет для человечества». Он мечтал о том, что сначала британский флаг будет развеваться над всей Африкой, Ближним Востоком, Средиземноморьем, Южной Америкой, островами Тихого океана, Малайским архипелагом, береговыми полосами Китая и Японии. Затем его поднимут над «возвращенными назад» Соединенными Штатами. А когда Британская империя, став глобальной, сможет гарантировать мир на планете, придет черед всепланетного же парламента, который позволит «осуществить лучшие чаяния человечества». «Мы, люди практичные, — заключал автор проекта, — должны завершить то, что пытались сделать Александр и Наполеон».
Сесил Родс самолично приступил к реализации своего глобального замысла с той же неукротимой энергией, с какой создавал свою алмазную империю. Он щедро финансировал скупку, а если требовалось, то и вооруженный захват всех пограничных территорий.
Королева Виктория назначила его премьер-министром Капской колонии, возвела в рыцарское звание, пожаловала титул лорда и ввела в Тайный совет Короны. Родс получил от королевы одобрение на создание в Южной Африке своего рода «государства в государстве» — компании «Британская Южная Африка». Главе этой компании были даны практически неограниченные полномочия. Отныне Родс мог создавать собственные войска, строить крепости и города, прокладывать железные дороги.
Под властью компании Родса оказалась территория, равная пяти Англиям. Новую страну он назвал своим именем — Родезией. Это был невиданный прежде политический феномен — «корпоративная республика», государство, единолично управляемое главой горнодобывающей корпорации.
В мире о планах Родса по созданию мирового правительства, еще недавно казавшихся безумными, заговорили серьезно и даже с опаской. Родезию называли не иначе как «политическим монстром». Родса это совсем не смущало. Полновластный хозяин Родезии развернул бурную деятельность по укреплению в полном смысле слова своей страны.
Он видел в Родезии удобный плацдарм для дальнейших походов и завоеваний. С этой целью Родс построил стратегически важную железную дорогу. Она начиналась в Кейптауне и протянулась до недавно открытого и названного в честь британской королевы водопада Виктория. Закончить ее Родс задумал на другом конце Африки — в столице Египта Каире.
Но на пути на север стояли две независимые республики давних южноафриканский поселенцев — буров. Родс попытался захватить их «малой кровью» и послал туда отряд под командованием своего друга, врача Джемсона. Но этот отряд попал в бурскую засаду и был истреблен.
И тут Лондон почел за лучшее отмежеваться от Родса — его вынудили покинуть пост президента Капской колонии. А через три года между бурами и англичанами все-таки разразилась полномасштабная война, длившаяся три года и унесшая множество жизней. Родс был подавлен, он считал себя ответственным за происходящее вокруг него кровопролитие. Он действительно хотел величия Британии, но не думал, что оно будет стоить такой крови его второй родине — Африке.
Во время той войны он несколько месяцев держал круговую оборону столицы своей алмазной империи, города Кимберли. Но к концу войны сильно запил. Те, кто видел его в последние годы, рассказывали об опустившемся человеке с заплывшими глазами и распухшим от спиртного лицом…. Он умер незадолго до ее окончания в возрасте всего 48 лет.
В его жизни не было людей, которым бы он доверял — ни настоящих друзей, ни жены. Всю жизнь богатейший человек планеты провел в добровольном одиночестве. На вежливый вопрос королевы Виктории, за что он так невзлюбил женщин, сэр Сесил ответил, как и подобало истинному лорду и джентльмену: «Помилуйте, как я могу не любить пол, к которому относится Ваше Величество!»
Тело Родса отвезли по построенной им железной дороге в горы Матобо, где и похоронили в гранитной скале, в месте, которое он называл «Вид на Мир». На его могиле выбили лаконичную надпись: «Здесь покоятся останки Сесила Джона Родса»…