ИСТОРИЯ - ЭТО ТО, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛО НЕВОЗМОЖНО ОБЬЯСНИТЬ НАСТОЯЩЕЕ НАСТОЯЩИМ

Судьба. Джеймс УАТТ

в Без рубрики on 24.04.2017

 

1736-1819

Жизнь и работы Джеймса Уатта вызвали к жизни промышленный переворот, положивший начало тому «технологическому» миру, в котором мы живем ныне, сделали его гордостью нации, его именем названа единица мощности (ватт). Но это все было потом, а пока…

Джеймс Уатт родился в крохотном шотландском городишке. Его дед преподавал математику и мореходное дело. Отец его обладал еще и жилкой предпринимателя: он и корабли строил, и сам был судовладельцем, и торговал, и держал склад якорей, канатов и прочей корабельной снасти, и подъемный кран построил, собирал мореходные инструменты, открыл мастерскую. В этой мастерской маленький Джеймс мог сидеть часами. После рыбалки работа в мастерской была его самым любимым занятием.

Был он ребенок хилый, постоянно страдал головными болями, занимался в школе с большими перебоями и слыл среди однокашников довольно туповатым. Большую часть года он был ограничен стенами своей комнаты, где занимался самостоятельно — родители учили его тому, что знали сами. Друг его отца увидев однажды, что мальчик рисует на очаге мелом какие-то линии и углы, спросил: «Зачем Вы разрешаете ребёнку тратить впустую время; почему бы не послать его в школу?» Уатт-старший ответил: «Не судите его слишком скоро; прежде разберитесь, чем он занят». Оказалось, мальчишка искал решение задачи Эвклида…

Он вырос тихим, болезненным, начитанным, пытливым, очень наблюдательным, аккуратным человеком, любил размышлять и мастерить, работать в одиночку, тихо, не торопясь обдумывать сделанное и вновь проверять свои мысли в опытах.

Но в 18 лет пора было приобретать профессию, и отец отправляет сына в Лондон – учиться слесарному делу. Дело это тогда было серьезное, и после семи лет обучения Джеймс становится, что называется, «мастером на все руки». В Глазго его принимают мастером в местный университет. И там он получает задание, которое буквально перевернуло его жизнь – отремонтировать макет «огневой машины» Ньюкомена. Это была паровая машина, годная лишь на то, чтобы работать насосом по откачке воды из шахт. Долго он с ней возился, пока не понял как превратить ее в универсальный двигатель, подающий усилие равномерно, легкоуправляемый и производительней старой машины в четыре раза.

Попытки Уатта извлечь из своего изобретения какую-то коммерческую пользу успехом не увенчались – «деловым человеком» он явно не был. Но тут его изобретением заинтересовался Мэттью Болтон, предприниматель, бизнесмен и человек высоких человеческих качеств, который сразу увидел колоссальный потенциал нового двигателя. Он вложился в него всем, что имел — немалыми деньгами, хлопотами, связями, он взял на себя все то, от чего Уатта буквально воротило. И под таким «крылом» изобретатель работает в полную свою силу – он набрасывает эскиз пароходного винта, придумывает микрометр, изобретает центробежный регулятор и механизм, названный «параллелограммом Уатта», которым он очень гордился. Но главное — все эти годы он совершенствует свою машину.

А ее успех все нарастает. На заводах Болтона строятся новые «огненные машины», идеи изобретателя проверяются в прекрасно оснащенных мастерских, где работают первоклассные мастера и рабочие едва ли не самой высокой в мире квалификации. За его машинами в очередь становятся хозяева шахт, владельцы рудников, директора заводов и фабрик.

Наступают долгожданные дни, когда изобретение начинает вознаграждать своего изобретателя. Заслуги Уатта признаны, он член Королевского общества и зарубежных академий, он покупает поместья и может больше не думать о завтрашнем куске хлеба. Он много путешествует, помогает советами молодым изобретателям.

И встречает смерть спокойно, с сознанием выполненного перед Создателем и людьми долга.

Похоже, что в роду Уаттов был «ген изобретательства» — его прямой потомок (Роберт Уотсон-Уатт) накануне Второй мировой войны создал устройство, которому было суждено изменить характер воздушных сражений — радар.

 

 

Опубликовать:


Комментарии закрыты.