ИСТОРИЯ - ЭТО ТО, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛО НЕВОЗМОЖНО ОБЬЯСНИТЬ НАСТОЯЩЕЕ НАСТОЯЩИМ

Судьба. Антон ДЕНИКИН

в Без рубрики on 24.04.2017

 

1872–1947

Родился в 1872 году в Варшавской губернии в семье отставного офицера (в недавнем прошлом – крепостного крестьянина). Детство прошло в беспросветной нужде. Восемнадцатилетним юношей поступил в юнкерское училище в Киеве, откуда вышел артиллерийским офицером. Затем – академия Генштаба, армейская служба. Воевал в русско-японскую войну. Первую мировую начал уже в генеральском звании – командовал бригадой, дивизией, корпусом – за храбрость и умелые, дерзкие операции на фронте был награжден высшими знаками отличия империи.

«Не было ни одной операции, которой он [Деникин] не выполнил бы блестяще, не было ни одного боя, которого он не выиграл бы. … Перед войсками он держал себя просто, без всякой театральности. Его приказы были кратки, лишенные «огненных слов», но сильные и ясные для исполнения. Он был всегда спокоен во время боев и всегда лично был там, где обстановка требовала его присутствия. Его любили и офицеры, и солдаты… Он никогда не ездил на поклон к начальству. Если его вызывали в высокий штаб, то он держал себя со своими высшими командирами корректно, но свободно и независимо. Он не стеснялся в критике отдававшихся ему распоряжений, если они были нецелесообразны, но делал это мягко, никого не задевая и не обижая… В работе он не любил суеты и бессмысленной спешки… В товарищеском кругу он был центром собрания…»

(из воспоминаний офицера штаба фронта)

Сразу после Февраля Временное правительство назначает Деникина начальником штаба Верховного Главнокомандующего русской армии, затем командующим Западным фронтом. В августе 1917 года был арестован вместе с генералом Корниловым. Сразу после Октябрьского переворота пробрался на Дон, где стал одним из активнейших организаторов добровольческих антибольшевистских частей.  После гибели в бою геннрала Корнилова. Деникин принял командование Добровольческой армии и сумел превратить ее в серьезную военную силу, контролирующую юг Европейской России.

Поход на Москву окончился катастрофически. Деникин всю ответственность за поражение принял на себя, сдал командование Вооруженными силами Юга России барону Врангелю и на английском корабле уехал в эмиграцию.

Оказавшись в Европе с тринадцатью фунтами стерлингов «капиталу», генерал сумел сохранить свое обычное спокойное достоинство, прямоту и откровенность «не взирая на лица». В поисках спокойной (и дешевой) жизни семья Деникиных перебралась из Англии в Бельгию, затем в Венгрию и, наконец, осела во Франции. Спокойствие генералу было необходимо для работы над интереснейшими воспоминаниями «Очерки русской смуты».

Всю свою долгую эмигрантскую жизнь Деникин провел замкнуто, общаясь только с личными друзьями (среди которых были писатели Бунин, Куприн). Держась особняком от политических интриг эмигрантских деятелей, генерал – непримиримый ненавистник большевизма – принципиально отвергал мысль о возможности иностранной интервенции против советской России. Об отношении в семье Деникина к оставленной Родине говорят дневниковые записи его дочери: «Конечно, вывеска мерзкая СССР, но за вывеской-то наша родина, наша Россия, наша огромная, несуразная, непонятная, но родная и прекрасная Россия».

Умер Антон Иванович Деникин в Америке в 1947 году, и похоронен в Детройте с воинскими почестями – как полководец союзной армии в I Мировой войне. Его последние слова: «Вот, не увижу, как Россия спасется»…

 

 

Опубликовать:


Комментарии закрыты.