Раскол христианской церкви
Эта картина изображает Троицу — Бога-отца, Бога-сына и Бога Святого Духа. Здесь наглядно показано, что Святой Дух исходит от Бога-отца и от Бога-сына. На принятой в Западной церкви латыни это звучит, как filioque (филиокве) — «и Сына».
Но дело в том, что этот маленький нюанс в Символ веры западные богословы добавили позже, когда общие для всех христианских церквей Соборы уже утвердили Символ веры, в котором утверждалось, что Дух Святой исходит только от Бога-отца.
Над сложнейшей богословской головоломкой, заложенной в евангелиях, о трех ипостасях Единого Бога, об их соотношениях много веков ломали головы лучшие христианские богословы. И пришли к разным выводам.
В наиболее древнем Символе веры, утвержденном в 4-м веке, записано: «Верую… И в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго”. Именно этот вариант исповедуется во всех патриаршествах Восточной (православной) Церкви.
Добавление «латинянами» в Символ веры филиокве стало главной богословской причиной, разведшей христианский Восток и Запад. Но с течением времени накапливалось и много других различий — и взаимные обвинения становились все резче.
Особенно острые разногласия приобрел вопрос каким хлебом («телом Христовым») причащать прихожан — пресным или сквашенным. Дело дошло до того, что константинопольский патриарх Керуларий — человек высокомерный и самонадеянный — закрыл все константинопольские церкви, которые причащали опресноками. Решать проблему «латинских» церквей в Константинополе папа послал явно неподходящего человека — епископ Гумберт был не менее груб, нетерпим и резок, чем патриарх. Не найдя с патриархом общего языка, Гумберт вошел со своей делегацией в храм Св. Софии и торжественно положил на алтарь написанную им грамоту об отлучении Келурария от церкви. В ответ через несколько дней патриарх отлучил от церкви самого Гумберта.
Ответное отлучение было составлено в достаточно осторожных выражениях, оно касалось только персонально папских посланцев за неподобающее поведение в главном храме империи и за превышение ими своих полномочий (что, собственно, и имело место) — на Западную церковь или на римского епископа (папу) эти анафемы никак не распространялись. И этот скандал так бы и остался лишь эпизодом в череде многочисленных внутрицерковных столкновений, если бы не последующие события.
Попытки Михаила Келурария поставить церковную власть над императорской, в конце концов, окончились лишением его сана и ссылкой, в которой он и погиб. Судьба же епископа Гумберта была иной — через два десятка лет он стал советником очередного римского папы. И вопрос о разнице в трактовке Символа веры и богослужебной практики вновь был поднят обиженным в Константинополе епископом «на принципиальную высоту»… С тех пор 1054 год считается датой раскола христианской Церкви.
В дальнейшем канонические расхождения с Восточной церковью оказались для церкви Западной не слишком принципиальными. В восточных епархиях, признавших верховенство Рима, филиокве не прибавлялось, а по вопросу о причащении было постановлено, что в евхаристии может употребляться как пресный, так и заквашенный хлеб. Для восточных же церквей эти вопросы являются принципиальными до сих пор и продолжают оставаться самой значимой причиной отделения православных от католиков и признания последних Православной церковью еретиками…