ИСТОРИЯ - ЭТО ТО, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛО НЕВОЗМОЖНО ОБЬЯСНИТЬ НАСТОЯЩЕЕ НАСТОЯЩИМ

РазговоР. Научный социализм Маркса и его последователи в Европе и в России

в Без рубрики on 24.04.2017

 

Маркс… Семьдесят с лишним лет портреты этого человека с роскошной бородой украшали улицы наших городов. Его труды должны были изучать все – от школьников до профессоров; без сдачи экзаменов «по марксизму» нельзя было стать ни врачом, ни музыкантом, ни бухгалтером. Со времен крещения Руси не было учения, наложившего такой глубокий отпечаток на нашу историю, народное сознание, на сам русский язык. Даже сейчас, когда марксизм стал лишь одной из многих теорий, изучаемых в учебных курсах, мы и говорим, и мыслим во многом «по-марксистски».

Но странный парадокс – многие из тех, кто от «беспокойства ума» решался отложить учебники и взяться за «настоящих» Маркса с Энгельсом, становились… противниками «советского социалистического строя» во всех его модификациях. Оказывалось, что в этих унылых на вид темно-синих многотомниках таилась какая-то беспокойная, взрывчатая сила. И она крушила в сознании привычные схемы «марксистских» учебников, заставляла сомневаться, делала смешными и нелепыми клятвы верности «единственно верному Учению».

Ваши родители или дедушки с бабушками еще помнят конец 80-х годов — правозащитников и поборников различных национальных идей среди явной и скрытой оппозиции было поначалу незначительное меньшинство. Массовое «идейное» недовольство было напитано гневным разочарованием – «Они все построили не так!» А альтернативой выродившегося строя виделся тогда вовсе не капитализм, а «очищенный», «подлинный» социализм.

Марксова мечта в третий раз за столетие захватила массовое сознание нашей страны. В первый раз она сорвала попытку выстроить в России капитализм, во второй раз она обрушила сталинизм, а в третий раз она похоронила строй, стыдливо называвший себя «реальным социализмом».

А уверены ли мы, что бог любит именно троицу?..

 

Не будем забывать, что и в России увлечение марксизмом породило не только большевиков («в большевики» шли те, кто остановился на практических его выводах и рекомендациях – и начал «дело делать»). Именно марксизм учил многих в России мыслить логически, видеть вещи со всех сторон, стараться честно додумывать все до конца, осознавать себя в масштабах человечества и его истории. Увлечение марксизмом далеко не всех вело в «политику», большая часть гимназистов и студентов становились чиновниками и врачами, «земцами» и инженерами, предпринимателями и учителями. Из юношеской марксистской «школы» вышли и многие общественные деятели самых разных политических лагерей, и даже религиозные философы.

Нам кажется, что история марксизма в России на общественном перевороте 90-х годов еще не закончена. Истинное дитя Запада, он еще долго будет удерживать наше движение в направлении, общем для всех, что называется, «цивилизованных стран».

И вообще, можно предположить, что именно марксистский менталитет оказался вариантом западного образа мыслей, наиболее для нас подходящим, сопряженным со специфически российскими понятиями. Может быть, именно марксизм (как это ни парадоксально звучит) и есть тот путь, который приведет Россию к взаимопониманию с ее западнохристианскими сестрами. Ведь марксизм в западном мире был не изжит, не отвергнут, не отторгнут – что-то очень важное в нем было принято, растворено, вошло в «химический состав», в «плоть и кровь» западной цивилизации, сплавилось с ее прежними ценностями.

Надо осознать, что гонимое в прошлом веке социалистическое движение – впервые организованное Марксом, с рождения воспитанное на его идеях, на его в`идении мира – в 20 веке стало лидером в преобразованиях западного общества. После II Мировой войны соцпартии официально перестали считать марксизм своей единственной теоретической базой, стали искать других путей – но для достижения все тех же грандиозных целей.

 

К сожалению, мы здесь не имеем возможности дать достаточно материалов первоисточников этой весьма обширной и системной теории. Выхватыванием же отдельных цитат можно изуродовать теорию так, что у обоих ее авторов бороды дыбом встанут (это мы уже проходили).

Любое более или менее целостное изложение ее оборачивается жесткой схемой выводов (политических, социальных, экономических) выводов, которые оказались неприменимы ни в позапрошлом, ни в прошлом, ни в нынешнем веке. И при этом мы неизбежно теряем тот внутренний деятельный импульс, тот заряд исторического оптимизма, ненависти ко всяческой окостеневающей мертвечине, который до сих пор так привлекает к марксизму молодежь всех возрастов (от 15 до 75).

 

 

Что вам кажется главным в учении Маркса? Или точнее, определеннее: Что для Маркса было важнее («главнее») – свобода каждого человека или равенство всех людей?

— конечной целью коммунистического переустройства мира по Марксу было обеспечить свободу человека, а средством для достижения этой цели признавалось установление равенства всех людей (прежде всего, по отношению к средствам производства).

 

Одинаково ли понимали марксистские идеи на Западе и в России?

Главное в российском понимании социализма отметил Георгий Федотов:

«Разночинцы… не находят политическую свободу достаточно привлекательным идеалом. Они желают революции, которая немедленно осуществила бы в России всеобщее равенство – хотя бы ценой уничтожения привилегированных классов…

Разночинцы стояли ближе к народу, чем либералы. Они знали, что народу свобода не говорит ничего… Впрочем, их собственное сердце билось в такт с народом; равенство говорило им больше свободы»

А европейские соцпартии стали получать массовую поддержку избирателей, начали приходить к власти в своих странах только тогда, когда сумели убедить население, что социалистические преобразования они собираются проводить при сохранении нынешней свободы – и для ее укрепления в будущем.

 

Современный публицист обратил внимание, что перевод на русский язык гимна европейского социалистического рабочего движения «Интернационала» был сделан не совсем точно. Русские революционеры (несмотря на то, что многие из них хорошо знали язык оригинала – французский) иначе, чем их собратья из Европы, расставляли в этой знаменитой песне смысловые акценты.

ИНТЕРНАЦИОНАЛ

Так, по-французски пелось: «L`Internationale sera le genre humain» – «род людской станет интернациональным» (т. е. не разделенным на нации). В России же пели: «С Интернационалом воспрянет род людской». Под Интернационалом здесь понималось название Международного товарищества рабочих – организации, созданной Марксом. Со смыслом оригинала – ничего общего, зато четко проведена мысль о руководящей роли организации марксистов в переустройстве мира.

«Du passe faisons table rase» буквально означает «из прошлого сделаем «чистый лист», в русском же переводе пелось с существенно иным смыслом: «Весь мир насилья мы разрушим».

«Le monde va changer sa base» – буквально «мир изменит свои основы». Русский перевод более определенен и «деятелен»: «Мы наш, мы новый мир построим».

Это не мелочи – «Интернационал» знали все российские социалисты и множество им сочувствующих, а со временем с ним познакомилось большинство населения России (РСФСР и СССР). Этот мощный гимн создавал эмоциональное поле очень высокого напряжения, будил энергию, придавал силы, рождал веру. В эмоциональном поле этой музыки слова, смысл приподнятых фраз легко внедрялись в подсознание нескольких поколений.

Такой вариант перевода не случаен, он вписывается в традицию «передового», революционно-«демократического», «гражданственного» искусства и господствовавших уже долгое время общественных настроений.

Так что, различие менталитетов сыграло с российским и европейским социалистическим движением злую шутку – думали, что поют одну и ту же песню, а, оказывается, пели о разном…

 

____________________________________________________

По сути, эта тема –  о путях человечества. О тех «проклятых» вопросах, которые все время проступают под всеми технологическими прогрессами, сексуальными революциями, достижениями изобилия, комфорта или встают из-под голода, холода, унижений. Вопросы, конечно, тяжелые, но ведь надо же их когда-нибудь задавать. Тем более, что наша родная страна вызвалась их разрешить для всего мира и целое столетие корчилась под тяжестью неподъемной этой задачи…

 

 

Опубликовать:


Комментарии закрыты.