РазговоР. Конец «замкнутых миров»
Вопрос Мировая экспансия европейской цивилизации – «зло» или «благо»? – является предметом яростных дискуссий до сих пор и по всему свету.
Тогда впервые масштабно состоялась встреча разных цивилизаций, которую мы сегодня можем наблюдать буквально в каждой ленте новостей. Тогда завязались в разных районах мира те узлы, которые нам всем приходится нынче распутывать.
Какой-либо однозначной оценки этой «европеизации», естественно, нет и в обозримом будущем не предвидится. Нам важно этот вопрос сейчас только поставить.
Единственно, в чем можно быть совершенно уверенным, так это в том, что процесс этот был неизбежен. А движение вспять, ликвидация привнесенных черт «европеизма» и полный возврат к правилам, традициям изначальной цивилизации в любом уголке мира сегодня грозит этому «уголку» или немедленной, или лишь ненадолго отложенной катастрофой – экономической, социальной и культурной.
Само слово «колониализм» вызывает в наши времена антипатию буквально на подсознательном уровне. Наверное, действительно, было в нем много нехорошего, но сейчас, в начале века 21-го, стало ясно, что развал колониальной системы обошелся «третьему миру» в неизмеримо большее число жертв и страданий, чем ее установление в 19 веке.
Может, сейчас к колониализму отнесемся так, как он того заслуживает, – как к одному из самых великих явлений мировой истории, во многом определившему тот мир, в котором мы сегодня живем?
Не будем забывать, к тому же, огромного воспитательного воздействия идей колониализма на несколько поколений европейских и отечественных мальчиков. Посмотрите на самые разные модификации «библиотечек приключений», которые читают вслед за нами наши сыновья и будут перечитывать сыновья ваши, – большая часть этих книг рассказывает о том, что в учебниках называется «колониальным проникновением». Дух колониализма внес в европейский менталитет много мужественной романтики, благородства, самоотверженности.
Луи Буссенар «Похитители бриллиантов»
Генри Хаггард «Копи царя Соломона»
Жюль Верн «Таинственный остров»
Джозеф Конрад «Лорд Джим»
Джек Лондон: «Неукротимый белый человек»
Здесь вы найдете нарочито приземленные оправдания, прагматические обоснования колониализма великого империалиста Родса. Но думается, что сэр Сэсил кривил душой, стесняясь собственного обуревавшего его всю жизнь идеализма, – вряд ли одни только «желудочные» соображения могли вдохновить сотни тысяч, миллионы европейцев на всемирную экспансию.
От грандиозности замыслов идеологов и практиков империализма 19 века захватывает дух до сих пор. А как возвышенно-увлекательна идея всемирно-исторической миссии – «Бремя Белых» – она ничуть не менее масштабна (и романтична!), чем глобальная христианизация или исламизация всей обитаемой вселенной или коминтерновская идея распространения на весь мир самого справедливого, коммунистического общества.
А вам не жалко, что к концу века идеалы той героической эпохи стали уходить, что нынче слово «романтика» приобрело невыносимо-пошлый запах дешевых дезодорантов? Нам – жалко.