ПРИТЧИ
Главы 1-7
«Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность; послушает мудрый, и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы, чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.
Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.
…Упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их.
А слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла.
Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости, и наклонишь сердце твое к размышлению; …то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.
Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум; …когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, …надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.
Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.
Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла.
Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему.
Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его.
…Мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее;
пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.
Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод — по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.
Источник твой да будет благословен; и утешайся с женою юности твоей, любезною ланию и прекрасною серною; груди ее да упоевают тебя во всякое время; любовию ее услаждайся постоянно.
Для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?
Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих.
Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пади, пади к ногам и умоляй ближнего твоего; не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.
Глава 8
Не премудрость ли взывает? И не разум ли возвышает голос свой?
Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери:
«К вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!
Я, премудрость, обитаю с разумом, и ищу рассудительного знания.
От века я помазана, от начала, прежде бытия земли.
Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.
Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостию всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.
Потому.., кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть.
Глава 9
Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого — пятно себе.
Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя…
Начало мудрости — страх Господень, и познание Святого — разум.
Главы 10-12
Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все.
При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои, — разумен.
Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная.
У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.
Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупого высказывает глупость.
Главы 13-15
Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.
При смехе иногда болит сердце, и концем радости бывает печаль.
Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.
Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога.
Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.
Главы 16-19
Все сделал Господь ради Себя; даже нечестивого блюдет на день бедствия.
Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.
Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.
Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам.
Дом и имение — наследство от родителей, а разумная жена — от Господа.
Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.
Главы 20-22
Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего»?
Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя.
От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?
Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца.
Приобретение сокровища лживым языком — мимолетное дуновение ищущих смерти.
Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан.
Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа.
Глава 23
Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои.
Устремишь глаза твои на него, и — его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу.
У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?
У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.
Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное; и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.
И скажешь: «Били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».
Главы 24-31
Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?
Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его.
Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется;
Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.
Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его».
Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей — неисследимо.
Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе.
Не отвечай глупому по глупости его, чтоб и тебе не сделаться подобным ему; но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих.
Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него.
Что нечистым серебром обложенный глиняный сосуд, то пламенные уста и сердце злобное.
Если ненависть прикрывается наедине, то откроется злоба его в народном собрании.
Толки глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его.
Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников…
Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла в небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице».