Первая книга ЦАРСТВ
Глава 1
«Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой…»
…И было у него две жены. Но любимая из них, Анна, была неплодна, и поэтому соперница изводила ее до слез. Один раз, когда семья пришла в Силом поклониться Дому Господа, Анна в молитве своей дала клятву: если родится у нее сын, то она посвятит его Богу. Просьба ее была услышана, и Анна родила сына, которому дали имя Самуил.
Едва мальчика стало можно оторвать от груди, родители принесли его к скинии и отдали священнику в служение Господу.
Глава 2
У священника Илии было два сына. Поведение их навлекло на Израиль большую беду.
«Сыновья же Илии были люди негодные; они не знали Господа и долга священников в отношении к народу. Когда кто приносил жертву, отрок священнический, во время варения мяса, приходил с вилкою в руке своей, и опускал ее в котел, или в кастрюлю, или на сковороду, или в горшок, и что вынет вилка, то брал себе священник.
И если кто говорил ему: «пусть сожгут прежде тук, как должно, и потом возьми себе, сколько пожелает душа твоя», то он говорил: «нет, теперь же дай, а если нет, то силою возьму».
И грех этих молодых людей был весьма велик пред Господом: ибо они отвращали от жертвоприношений Господу.
Илий же был весьма стар, и слышал все, как поступают сыновья его со всеми Израильтянами, и что они спят с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания.
Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей».
Бог дал знать первосвященнику, что накажет весь его род: всем потомкам его не суждено более доживать до старости, а знамением сему будет смерть его святотатцев-сыновей.
Господь явился и Самуилу, и сказал:
«…Вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах.
В тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу.
Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их».
Глава 4
Израиль в те времена находился под властью филистимлян, и те периодически вторгались в его пределы. Израильтяне попытались освободиться от чужеземной зависимости и собрали для этого большое войско. Однако первые же столкновения окончились для них неудачно. Тогда старейшины народа решили поместить в военном стане главную святыню народа — ковчег завета. Из скинии принесли ковчег сыновья первосвященника.
В решающей битве израильтяне были разгромлены наголову. Оба нечестивца-священника погибли. Ковчег завета попал в руки врагов.
«И побежал один Вениамитянин с места сражения, и пришел в Силом в тот же день; одежда на нем была разодрана и прах на голове его.
Когда пришел он, Илий сидел на седалище при дороге у ворот и смотрел; ибо сердце его трепетало за ковчег Божий.
И сказал Илий: что произошло, сын мой?
И отвечал вестник и сказал: побежал Израиль пред Филистимлянами, и поражение великое произошло в народе, и оба сыновья твои, Офни и Финеес, умерли, и ковчег Божий взят.
Когда упомянул он о ковчеге Божием, Илий упал с седалища навзничь у ворот, и сломал себе хребет и умер; ибо он был стар и тяжел».
Главы 5-7
Радость филистимлян, захвативших святыню Израиля, скоро сменилась ужасом, — в каком бы городе ни размещали ковчег, везде среди людей начиналась непонятная эпидемия, а невероятно расплодившиеся мыши уничтожали все имущество. Старейшины филистимские поспешили избавиться от опасного трофея и ковчег завета вернулся в израильские пределы.
Урок этот вновь вернул Израиль к вере отцов. Не замедлили и успехи в борьбе с филистимлянами. Борьбу с ними возглавил на этот раз Самуил, которого все стали почитать как пророка Божия и судью народа.
Глава 8
«Когда же состарелся Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем.
Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть, и брали подарки, и судили превратно.
И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарелся, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов.
И не понравилось слово сие Самуилу…»
Пророк обратился к Господу, но Он посоветовал исполнить просьбу Израиля («не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними»). Но перед этим Самуил должен был испытать народ, объявив во всеуслышанье права царей над их поддаными:
«…Вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет, и приставит к колесницам своим, и сделает всадниками своими, и будут они бегать перед колесницами его; и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его…
И дочерей ваших возьмет, чтобы они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы.
И поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет и отдаст слугам своим.
И рабов ваших, и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет, и употребит на свои дела.
И восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда.
Но народ не согласился послушать голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами; и мы будем, как прочие народы…»
Глава 9
«Был некто из сынов Вениамина, имя ему Кис…
У него был сын, имя его Саул, молодой и красивый…»
Пропали у Киса ослицы и послал он сына на поиски. Долго ходил Саул, но ослиц так и не нашел. Не зная где их еще искать, он решил обратиться за советом к провидцу. Прохожие указали ему человека, который мог бы ему помочь, — это был Самуил.
Пророк был уже предупрежден о том, что встретившийся ему молодой человек — избранный Богом первый царь Израильский. Но он не спешил объявить об этом во всеуслышанье. Самуил открыл Саулу его предназначение, когда они были наедине, и помазал его голову священным маслом, когда этого никто не мог видеть. Саул все никак не мог поверить в такой поворот своей судьбы, и Самуил в доказательство предсказал ему, что с ним произойдет в ближайшие дни. В частности он сказал, что, как только Саул встретится с группой странствующих провидцев, на него самого впервые в жизни снизойдет дар пророчества. Так и случилось:
«Когда пришли они к холму, вот встречается им сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них.
Все, знавшие его вчера и третьего дня… говорили в народе друг другу: что это стало с сыном Кисовым? неужели и Саул во пророках?»
Только когда сбылись с Саулом все предсказания, Самуил решил показать народу его первого царя. Все понимали, что главным делом царя станет борьба с филистимлянами. Поэтому за Саулом в дом его пошли «храбрые, которых сердца коснулся Бог».
Глава 11
Но царем по-настоящему Саул стал лишь после первой своей победы. Он сумел наголову разбить напавших на один из городов аммонитян (они «рассеялись, так что не осталось из них двоих вместе»). Победители организовали торжественную церемонию поставления Саула на царство.
Глава 12
В церемонии принял участие и Самуил. Он по-прежнему осуждал желание избранного народа иметь царя. Пророк на примерах истории доказывал, что праведному народу для обороны достаточно было авторитетных судей. Но и при царской власти сила народа — в соблюдении Божеских законов:
«Если же вы будете делать зло, то и вы и царь ваш погибнете».
Глава 13
На второй год царствования Саулу пришлось столкнуться с филистимлянами. Сын его Ионафан разбил один из их охранных отрядов, чем вызвал вторжение большого филистимлянского войска. Евреи, спасаясь от нашествия прятались «в пещерах и ущельях, и между скалами, и в башнях, и во рвах». Перед сражением необходимо было принести жертвы Господу и испросить у него благословения. Общаться с Богом мог только Самуил. Царь ждал его в лагере, но пророк все не шел. Постепенно напуганные воины-израильтяне стали бежать из стана, их становилось вокруг царя все меньше и меньше. И Саул решился исполнить обряд самостоятельно. Как только царь закончил жертвоприношение, в лагере появился пророк. Он был в ярости — власть земная попыталась присвоить себе власть духовную:
«…Что ты сделал?..
…Худо поступил ты, что не исполнил повеление Господа, Бога твоего, которое дано было тебе; ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда.
Но теперь не устоять царствованию твоему; Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему…»
Глава 14
Исход сражения решила дерзкая вылазка Саулова сына Ионафана, посеявшего панику среди филистимлян. Их расстроенные силы были уничтожены воинами Саула и евреями, вышедшими из своих укрытий.
Преследование врагов утомило израильтян, но Саул заклял народ («проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим»). Не слышавший отцовского заклятия Ионафан попробовал в пути немного меда. Когда же ему сообщили о приказе Саула, он не одобрил такого решения («смутил отец мой землю, у меня просветлели глаза, когда я вкусил немного этого меду»). Когда же царь захотел преследовать противника и ночью, Бог не дал ему на это Своего благословения. Это могло означать, что в войске находится согрешивший, которого по закону надо было казнить. Саул готов был убить собственного сына, но воины решительно заступились за Ионафана и не допустили его казни («и волос не упадет с головы его на землю; ибо с Богом он действовал ныне»).
Глава 16
Самуил передал царю приказ Господень напасть на амалекитян. Это не должен был быть поход за добычей, но — священная война (в которой уничтожается все население и сжигается все захваченное имущество). Нападение оказалось удачным, но при этом плененный царь амалекитян убит не был, а уничтожению подверглась лишь небольшая, наименее ценная часть добычи.
«Когда пришел Самуил к Саулу, то Саул сказал ему: … я исполнил слово Господа.
И сказал Самуил: а что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу?»
Царь пытался оправдаться, что лучший скот амалекитян предназначен для жертвоприношений Богу, но пророк на это резко ответил:
«…Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов».
Самуил объявил Саулу, что тот более не угоден Богу, что Он жалеет, что выбрал его в цари Своему народу, и что царство перейдет к другому, лучшему. Пророк собственноручно зарубил плененного амалекитянского царя и покинул лагерь.
«И более не видался Самуил с Саулом до дня смерти своей…».
Глава 16
«И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле?… Наполни рог свой елеем, и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину; ибо между сыновьями его Я усмотрел себе царя».
Самуил же опасался, что Саул выследит и убьет его. По совету Господа он пошел в Вифлеем якобы для жертвоприношения. Увидев пророка, рассорившегося с царем, старейшины города встретили его с большой опаской («с трепетом»), но Самуил успокоил их, сказав что приход его «мирен».
Для совместного жертвоприношения Самуил пригласил Иессея с сыновьями.
«И когда они пришли, он, увидев Елиава, сказал: верно, сей пред Господом помазанник Его.
Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце».
Прошли перед пророком все сыновья Иессея, но Бог так и не подал знак избрания. И лишь, когда вызвали от стада младшего, Давида («он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем»), Самуилу открылось, что этот юноша и есть будущий царь Израиля.
«И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после…
А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа».
Слуги Саула беспокоились, что временами обуреваемый злым духом царь становится безумным. Они предложили ему найти человека искусного в игре на гуслях, чтобы он успокаивал музыкой припадки царя. Таким музыкантом оказался Давид. Вскоре Давид сделался царским любимцем.
«И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него».
Глава 17
Давид уже возвратился к стадам своего отца, когда началась новая война с филистимлянами.
«И стали Филистимляне на горе с одной стороны, и Израильтяне на горе с другой стороны, а между ними была долина.
И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он — шести локтей и пяди.
Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди.
Медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его.
И стал он, и кричал к полкам Израильским, говоря им: зачем вышли вы воевать? Не Филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы? Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне.
Если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами…»
Эти издевательские вызовы испуганным израильтянам продолжались сорок дней. В это время отец послал Давида к войску передать еду находившимся там старшим братьям. Возмутившийся богохульными речами Голиафа Давид вызвался на поединок. Саул пробовал отговорить его («ты еще юноша, а он воин от юности своей»), но тот заверил царя, что не раз сражался в пустыне со львами и медведями, и что победит и сейчас.
«И одел Саул Давида в свои одежды, и возложил на голову его медный шлем, и надел на него броню.
И опоясался Давид мечем его сверх одежды и начал ходить; ибо не привык к такому вооружению. Потом сказал Давид Саулу: я не могу ходить в этом; я не привык. И снял Давид все это с себя.
И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку и с пращею в руке своей выступил против Филистимлянина.
Выступил и Филистимлянин, идя и приближаясь к Давиду…
И взглянул Филистимлянин, и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него; ибо он был молод, белокур и красив лицем.
И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкою? разве я собака?..
А Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечем и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил.
Ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя…
…Не мечем и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши.
Когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться на встречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю на встречу Филистимлянину.
И опустил Давид руку свою в сумку, и взял оттуда камень, и бросил из пращи, и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю.
Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его, и отсек им голову его…»
Этот поединок решил исход битвы — филистимляне бежали с поля боя.
Глава 18
Возвращение победоносного израильского войска превратилось в праздник. В каждом селении воинов встречали радостными песнями и плясками. Славили при этом и царя, и Давида, но Давида — больше:
«И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!
И Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово, и он сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства.
И с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида».
Тем не менее Саул приблизил к себе Давида, сделал его военачальником. По-прежнему Давид играл для царя на гуслях, успокаивая его припадки безумия.
Но в эти моменты помрачения разума у Саула прорывалась скрываемая злоба ко всеобщему любимцу — однажды он чуть не пригвоздил Давида копьем к стене.
«И стал бояться Саул Давида; потому что Господь был с ним, а от Саула отступил.
…Саул видел, что он очень благоразумен, и боялся его».
Саул пообещал Давиду выдать за него свою старшую дочь. Но, когда настал срок ее замужества, ее выдали за другого. Давида, однако, полюбила младшая дочь царя, Мелхола. За нее отец потребовал от Давида необычное вено (выкуп) — сотню «краеобрезаний Филистимских». Давид выполнил это опасное условие: он со своими людьми совершил смелую вылазку, убил двести филистимлян, обрезал их и принес царю это кровавое вено.
«И увидел Саул и узнал, что Господь с Давидом, и что Мелхола, дочь Саула, любила Давида.
И стал Саул еще больше бояться Давида, и сделался врагом его на всю жизнь».
Глава 19
Особенно дружеские, доверительные отношения сложились у Давида с сыном Сауловым, Ионафаном. Тот имел возможность узнавать о намерениях отца и предупреждал друга о грозивших ему опасностях. Помогала мужу и Мелхола: когда пришли к ним в дом отцовские слуги с приказом убить Давида, она спустила его из окна дома, и он убежал в Раму к пророку Самуилу. Но и там только Божье вмешательство предотвратило расправу.
Глава 20
Скрывающийся Давид никак не мог понять, чем он провинился перед царем. На тайной встрече он спрашивал Ионафана:
«…Что сделал я, в чем неправда моя, чем согрешил я пред отцом твоим, что он ищет души моей?
…Один только шаг между мною и смертию.
…Если есть какая вина на мне, то умертви ты меня; зачем тебе вести меня к отцу твоему?»
Ионафан не мог поверить, что отец замышляет что-то злое на его друга. Но он пообещал выяснить, как к нему относится царь, и известить Давида условленным сигналом. На пиру Саул обнаружил отсутствие Давида, а Ионафан сказал ему, что тот отпросился у него к своим родным. Страшно разгневался на него Саул:
«…Сын негодный и непокорный! Разве я не знаю, что ты подружился с сыном Иессеевым на срам себе и на срам матери твоей?
Ибо во все дни, доколе сын Иессеев будет жить на земле, не устоишь ни ты, ни царство твое; теперь же пошли и приведи его ко мне; ибо он обречен на смерть».
Ионафан вышел в поле и условленным сигналом дал знать ожидавшему там Давиду, что ему нужно скрыться.
Главы 21-24
Не зная, где укрыться от царского гнева, Давид пришел к святилищу в городе Новма. Священник узнал его, но до него еще не дошел слух об опале Давида. Он снабдил Давида жертвенными хлебами и дал ему меч Голиафа, хранившийся в святилище.
Давид бежал из подвластных Саулу земель и оказался в городе Геф. Но и здесь он чувствовал опасность. Его узнали, поэтому он почел за лучшее притвориться умалишенным.
«И изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей.
И сказал Анхус рабам своим: видите, он человек сумасшедший; для чего вы привели его ко мне?
Разве мало у меня сумасшедших, что вы привели его, чтобы он юродствовал предо мною?»
Давид бежал в горы и скрылся в пещере. Скоро к нему пришли его братья, отец, мать. К нему стекались люди, не желавшие жить в обществе:
«И собрались к нему все притесненные и все должники и все огорченные душею, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек».
Для отца с матерью попросил убежища Давид у царя моавитян, а сам со своим отрядом скрылся в лесистых горах в области колена Иудина.
Тем временем Саулу донесли, что Давид был в святилище, и священник снабдил его пищей и мечом. Вызванный пред царевы очи священник сказал, что Давид — верный слуга царю, а то, что он в опале, того он не знал. Саул приказал перебить весь священнический род Новмы. Спасся лишь один из сыновей священника, который нашел убежище в отряде Давида.
Однажды Давида известили, что филистимляне напали на город Кеиль и грабят его. Он вопросил Бога, в силах ли он защитить город, и получил благословение. Отряд двинулся на врагов, нанес им поражение и занял город. Саулу сообщили об этом, и царь решил запереть Давида в стенах города и захватить его там. Узнавший о продвижении Саула к Кеилю Давид обратился к Господу:
«…Господи, Боже Израилев! раб твой услышал, что Саул хочет придти в Кеиль, разорить город ради меня.
…Придет ли сюда Саул, как слышал раб Твой? Господи, Боже Израилев! открой рабу Твоему. И сказал Господь: придет.
И сказал Давид: предадут ли жители Кеиля меня и людей моих в руки Саула? И сказал Господь: предадут».
Получив такие предсказания, Давид увел своих людей в пустыню.
Саул со своими воинами обшаривал пустыню, леса и горы в поисках Давида. Однажды преследуемый беглец, укрывшийся в пещере, получил возможность убить царя:
«…Там была пещера, и зашел туда Саул для нужды; Давид же и люди его сидели в пещере.
…Давид встал, и тихонько отрезал край от верхней одежды Саула.
А Саул встал, и вышел из пещеры на дорогу.
Потом встал и Давид, и вышел из пещеры, и закричал вслед Саула, говоря: господин мой, царь! Саул оглянулся назад, и Давид пал лицем на землю и поклонился ему.
Отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей, я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил. Узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя; а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее.
Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отмстит тебе Господь за меня; но рука моя не будет на тебе.
Когда кончил Давид говорить слова сии к Саулу, Саул сказал: твой ли это голос, сын мой Давид? И возвысил Саул голос свой, и плакал».
Не только подозрение и ненависть была в сердце Саула, — он ушел и увел своих воинов.
Глава 25
В это время в своем доме в Раме умер последний судья Израиля, помазавший двух царей — Самуил.
Давид и его люди контролировали горный район в колене Иудином, охраняли пастухов и кормились от их стад. Однажды во время стрижки овец Давид послал своих людей за припасами к одному богатому человеку по имени Навал, стада и пастухов которого они охраняли весь год. Но тот грубо отказал им:
«…Кто такой Давид, и кто такой сын Иессеев? Ныне стало много рабов, бегающих от господ своих; неужели мне взять хлебы мои и воду мою, и мясо, приготовленное мною для стригущих овец у меня, и отдать людям, о которых не знаю, откуда они?»
Пастухи Навала, опасавшиеся мести Давида, известили о случившемся жену хозяина, Авигею:
«…Вот, Давид присылал из пустыни послов приветствовать нашего господина, но он обошелся с ними грубо.
А эти люди очень добры к нам, не обижали нас, и ничего не пропало у нас во все время, когда мы ходили с ними, бывши в поле.
Они были для нас оградою и днем и ночью во все время, когда мы пасли стада вблизи их».
Жена Навала, Авигея была женщиной не только красивой, но и дальновидной. Она нагрузила на ослов продовольствие и отправилась в горы. Сделала она это вовремя, потому что по дороге встретила четыреста вооруженных людей во главе с Давидом, направлявшихся к ее мужу с намерением разгромить все хозяйство мужа (не оставить там «ни одного мочащегося на стену»). Авигее удалось утишить гнев Давида дарами и добрыми словами:
«Если восстанет человек преследовать тебя и искать души твоей, то душа господина моего будет завязана в узле жизни у Господа, Бога твоего, а душу врагов твоих Он бросит как бы пращою».
Через десять дней Навал умер, а к его вдове пришли люди из пустыни с предложением стать женой Давида. Авигея согласилась. Мелхола же, оставшаяся у отца первая жена Давида, была выдана Саулом замуж за другого.
Главы 26-27
И снова Саул со своими воинами начал преследовать Давида. И снова беглецу предоставилась возможность убить царя. Он проник в спящий лагерь, подошел к шатру Саула и унес оттуда царское копье. Отойдя на безопасное расстояние, Давид начал громко упрекать стражу за то, что плохо охраняет своего царя. Саул объявил, что не будет больше преследовать Давида и повернул свое войско домой.
«И сказал Давид в сердце своем: когда-нибудь попаду я в руки Саула, и нет для меня ничего лучшего, как убежать в землю Филистимскую; и отстанет от меня Саул, и не будет искать меня более по всем пределам Израильским, и я спасусь от руки его».
Давид пришел к филистимскому царю Гефы Анхусу, у которого когда-то представлялся сумасшедшим. На этот раз бояться ему было нечего, — под началом Давида было шесть сотен вооруженных людей. Царь дал им в управление небольшой город, где прожили они около полутора лет. Жили Давид и его люди в это время добычей от нападений на соседние племена. Совершали они набеги и на израильские земли:
«И не оставлял Давид в живых ни мужчины, ни женщины, и не приводил в Геф, говоря: они могут донести на нас и сказать: «так поступил Давид, и таков образ действий его во все время пребывания в стране Филистимской».
И доверился Анхус Давиду, говоря: он опротивел народу своему Израилю и будет слугою моим вовек».
Глава 28
Объединенные силы филистимлян вторглись в пределы Израиля. Вместе со всеми в поход пошел и Анхус. С ним выступил и Давид со своим отрядом. Навстречу им вышел со своим войском Саул.
Когда царь Израиля увидел, какие силы ему противостоят, его объял страх. Саул решился заглянуть в будущее. Он нашел в соседнем селении Аэндоре волшебницу, которая умела вызывать мертвых и попросил вызвать ему дух Самуила. Волшебница видела вызванного мертвеца, Саул же мог только слышать его голос.
«И сказал ей царь:…что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли.
Какой он видом? — спросил у нее Саул. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. …
И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел? И отвечал Саул: тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни чрез пророков, ни во сне; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать.
И сказал Самуил: для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим?
Господь сделает то, что говорил чрез меня: отнимет Господь царство из рук твоих, и отдаст его ближнему твоему, Давиду.
…Завтра ты и сыны твои будете со мною; и стан Израильский предаст Господь в руки Филистимлян.
Тогда Саул вдруг пал всем телом своим на землю…»
Главы 29-30
Филистимские князья очень удивились, увидев в войске Анхуса Давидов отряд («это что за Евреи?») и потребовали удалить иноплеменников из лагеря, опасаясь их измены. Царь Гефский постарался задобрить обидевшегося Давида и отправил его назад.
Когда же люди Давидовы вернулись в свой город, то увидели его разоренным. Они узнали, что в их отсутствие напали амаликитяне разграбили их имущество и увели к себе их жен и детей. Бросившись в погоню, евреи настигли амалекитян, разгромили их и вернули все похищенное. Из добычи Давид послал богатые дары старейшинам колена Иудина.
Глава 31
«Филистимляне же воевали с Израильтянами, и побежали мужи Израильские …
И догнали Филистимляне Саула и сыновей его и убили… сыновей Саула.
И битва против Саула сделалась жестокая, и стрелки из луков поражали его, и он очень изранен был стрелками.
И сказал Саул оруженосцу своему: обнажи меч, и заколи меня им, чтобы не пришли эти необрезанные, и не убили меня, и не издевались надо мною. Но оруженосец не хотел; ибо очень боялся. Тогда Саул взял меч свой, и пал на него».