Начало Санкт-Петербурга
Устье Невы веками было «яблоком раздора» между новгородцами и скандинавами, шведами — это был выход из внутренних районов Новгородчины в Варяжское море. И те, и другие ставили в этих местах крепостицы, периодически разоряемые соперниками. Когда в 1703 году туда пришел российский военный отряд, устье реки «держали» шведы. Он взял их небольшую крепость, и в том же году Петр заложил первый камень в фундамент нового русского укрепления.
В России в то время все было «по-новому». Петр принял решение построить посреди малонаселенных финских болот большой город. И не просто город, а город своей мечты, новую столицу России, которую он вскоре объявит Империей. И первым делом, заложил (Петропавловскую) крепость, под охраной которой будет город, который он назвал Санкт-Петербургом. Тогда еще у правителей не было наглого обычая называть города своими именами, — город был назван в честь апостола Петра, являвшегося также покровителем Рима, а в его гербе вместо римских перекрещивающихся ключей царь поставил перекрещивающиеся якоря.
Строился город в самом, что ни на есть, «петровском» стиле: в большом количестве стали пригонять на жительство в эти малогостеприимные места крестьян и ремесленников, предписывая им привозить с собой камни для строительства (булыжник с подводы), чтобы стянуть сюда рабочую силу, царь запретил каменное строительство во всей остальной России. В 1712 году нарождающийся город был объявлен столицей государства, сюда переехал Сенат, расположившийся в избе на территории крепости, а в 1723 году сюда стали насильно, под угрозой конфискации имущества, переселять и московских дворян (что, впрочем, было делом обычным и в предыдущие века).
Город возводился насильно, был неудобен для привычной жизни — болотистая низина, периодически затапливаемая Невой, дров мало, цены на все раза в три выше московских. Но по прошествии долгого времени новоявленные «петербуржцы» как-то попривыкли, наросла вокруг городская среда, все умножавшемуся чиновничеству и армейским требовалась обслуга, и появилась работа. Над этим «окном в Европу» два века трудились лучшие европейские архитекторы и русские строители. И прижились тут люди, обустроились и стали гордиться своим городом, становившемся из поколения в поколение все прекрасней.
Его стали называть Северной Пальмирой. Пальмира — город в Сирии, три тысячи лет тому назад выросший в пустыне на караванном пути из Дамаска на Восток, славившийся красотой, роскошью и удобством жизни.