ИСТОРИЯ - ЭТО ТО, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛО НЕВОЗМОЖНО ОБЬЯСНИТЬ НАСТОЯЩЕЕ НАСТОЯЩИМ

НАПОМИНАНИЕ…

в Без рубрики on 24.04.2017

 

Позволим себе напомнить текст Главы, в котором говорится о том, как менялась жизнь европейцев с началом промышленной революции:

 

«Во все времена и у всех народов общество представляло собой более или менее незыблемую иерархию. Место каждого человека в этой иерархии определялось при рождении, и важнейшей социальной добродетелью была готовность довольствоваться этим местом («всяк сверчок – знай свой шесток»).  В эпоху промышленного переворота впервые в истории возникло общество, не только не стремящееся обуздать «выскочек», а, наоборот, ценящее и поощряющее инициативу и предприимчивость как главный залог общего благополучия. Каждому человеку предлагалось самостоятельно добиваться общественного признания своих способностей и талантов. Покорность судьбе и довольство малым перестали считаться добродетелями и превратились в пороки.

Во все времена и у всех народов считалось, что отношения между «верхами» и «низами» общества должны строиться так же, как между старшими и младшими в семье: отеческая опека в обмен на верную службу и благодарность. Землевладельца и крестьянина-арендатора, хозяина и работника связывали личные отношения, которые могли длиться не только всю жизнь, но и переходить из поколения в поколение. В отличие от «господ» прежних времен, капиталист не претендовал на роль заботливого отца своих рабочих и не ждал от них благодарности. Наем на работу стал всего лишь разновидностью торговой сделки между юридически равными взрослыми людьми, которая расторгалась так же легко, как и заключалась. Тут не было места ничему личному – конкуренция обрекала на неминуемое разорение любого «филантропа», держащего из жалости плохих работников или платящего повышенную зарплату.

Принять эти безличные отношения как должное могли далеко не все. «Маленький человек», нуждающийся  в заботе и покровительстве со стороны «сильных мира сего», проникался в таких обстоятельствах ненавистью к «бездушным эксплуататорам». Суровость и безжалостность нового общества возмущала очень многих.

В традиционном обществе каждый человек жил в коллективе, в сложной системе личных отношений и связей. Эти отношения были в основном принудительными, человек не сам их строил, а получал при рождении. Вся жизнь его протекала на виду и под контролем, но зато он всегда мог рассчитывать на помощь «своих». Человек, потерявший «свое» место, как правило, опускался на дно и был обречен на нищету.

Из-за усиливающейся рыночной конкуренции с каждым годом «изгоев» становилось все больше. Массы людей (разорившиеся ремесленники, крестьяне, торговцы) теряли свое унаследованное от предков место в жизни; миллионы добровольно или вынужденно срывались с насиженных мест и ехали в города, в другие страны и даже на другие континенты в поисках лучшей жизни. То, на что прежде решались лишь немногие герои и авантюристы, стало нормой.

«Средний» европеец начала 20 века имел больше свободы выбора, чем его прадед, но гораздо меньше уверенности в завтрашнем дне. И очень многие (едва ли не большинство) с тоской вспоминали «старые, добрые времена», когда у каждого человека было среди людей «положенное» ему место, когда община, цех, государь, государство защищали его и направляли его жизнь».

 

 

 

Опубликовать:


Комментарии закрыты.