ИСТОРИЯ - ЭТО ТО, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛО НЕВОЗМОЖНО ОБЬЯСНИТЬ НАСТОЯЩЕЕ НАСТОЯЩИМ

Мустафа Кемаль Ататюрк

в Без рубрики on 24.04.2017

 

1881-1938

О происхождении его семьи достоверных сведений нет. Отец, мелкий лесоторговец в греческих Салониках, был, возможно, албанцем, а мать, вероятно, македонкой. Во всяком случае, в семье говорили по-турецки и исповедовали ислам. Сын рос очень самостоятельным, вспыльчивым, независимым, ненавидел компромиссы.

Мустафа выбрал военную карьеру, но тотчас по окончании академии Генштаба был арестован по обвинению в критике султана и сослан в Дамаск, где создал свою первую антиправительственную организацию.

Войны по обороне рубежей Османской империи закалили молодого командира, и в Первую мировую Кемаль вошел уже командиром дивизии. Именно он остановил высадившийся на Галлиполийском полуострове десант Антанты: «Я не приказываю вам наступать, я приказываю вам умереть», — обратился Кемаль к своим солдатам. — «Пока мы будем умирать, другие войска и командиры смогут прийти и стать на наши места» (приказ был выполнен — полк, к которому были обращены эти слова, погиб полностью).

После подписания мирного договора с султанской Турцией Кемаля отослали в глубинные районы страны, но там он поднял мятеж, отказываясь признать тяжелейшие условия Севрского мира. Кемаль созвал собственный парламент и провозгласил себя главой государства, за что был приговорен султаном к смертной казни.

Когда всем стало ясно, что султан согласился отдать победителям все и вся, чтобы только царствовать над тем, что останется, Кемаль получил всеобщую поддержку турецкого населения. Помогла ему и щедрая помощь (10 млн руб. золотом, более 33 тысяч винтовок, около 58 млн патронов, 327 пулеметов, 54 артиллерийских орудия, более 129 тысяч снарядов, полторы тысячи сабель, 20 тысяч противогазов и «большое количество другого военного снаряжения») из старых, «царских», запасов, оказанная российскими большевиками, войска которых в то время подошли к Закавказью. Наступление частей Кемаля сорвало вступление в силу Севрского мирного договора. В тяжелейших боях он разгромил посланную против него греческую армию — и вышел к побережью Эгейского моря.

Наступление войск Кемаля сопровождалось страшной резней, в которой погибли, лишились имущества и крова сотни тысяч и миллионы греков и армян. Те погромы и пожарища помнят и в Армении, и в Греции до сих пор и будут помнить еще очень-очень долго. А Кемаль в свое оправдание позже заявил: «Перед нами знак того, что Турция очистилась от предателей-христиан и от иноземцев. Отныне Турция принадлежит туркам».

Султан был низложен, страна была объявлена республикой, первым ее президентом стал Кемаль. И начал реформы настолько для Турции радикальные и масштабные, что любому другому, менее популярному правителю, они стоили бы не только поста, но и головы.

Правительство раздало малоземельным крестьянам государственные земли и отменило самые тяжелые налоги. В сонной патриархальной стране были созданы невиданные условия для деловых людей: промышленник, решивший строить предприятие, мог получить безвозмездно земельный участок до 10 гектаров,  освобождался от налогов на крытые помещения, на земельный участок, на прибыль, на материалы, импортируемые для строительства и производственной деятельности предприятия, от таможенных сборов и налогов. Более того — в первый год работы каждого предприятия правительство еще и приплачивало ему 10% стоимости выпускаемой им продукции. В результате к концу 20-х годов в стране возникла невиданная для нее обстановка экономического бума.

До сих пор на стенах, памятниках, на рекламных щитах и даже на горах по всей Турции написаны слова Кемаля: «Как счастлив говорящий: «Я турок!» Это стало его главной идеей, идеей фикс, которой он посвятил всю свою жизнь — создать государство единого и сплоченного турецкого народа.

Все национальные и религиозные меньшинства потеряли свою былую автономию, всех официально записали турками и перевели на турецкий язык, который стал не просто главным, но единственным языком государства.

После истребления и изгнания христианского населения крупнейшим меньшинством в турецком государстве (20%) остались курды. В ходе войны за независимость Кемаль давал им много обещаний, которые после победы были немедленно забыты — курдские организации подверглись разгрому, а самих курдов объявили «горными турками», почему-то забывшими, кто они такие. Курды ответили восстаниями, которые подавлялись с ужасающей жестокостью и варварством. Кемаль обещал «покончить с курдской проблемой раз и навсегда», но тут  коса нашла на камень — курдское вооруженное сопротивление на востоке страны продолжается до сих пор.

Законы, основывающиеся на нормах ислама (шариат), были отменены. Мусульманские дервиши ответили бешеным сопротивлением. Толпа религиозных «ревнителей» напала на молодого офицера, и с криками «Аллах акбар» ему медленно отпилили голову тупой, ржавой пилой. Офицер стал государственным «святым», а с религиозной оппозицией Кемаль расправился с обычной своей решительностью и безжалостностью. Из конституции убрали статью «Религия турецкого государства — ислам». Турецкая республика стала светским государством.

screenshot_8

Как Петр Первый в России, бривший бороды боярам, Кемаль взялся за внешний вид турок: «Друзья! Цивилизованная международная одежда достойна и подходящая для нашей нации, и мы все будем носить ее. Ботинки или башмаки, брюки, рубашки и галстуки, пиджаки. Конечно, все завершается тем, что мы носим на голове. Этот головной убор называется «шляпа».  Ношение традиционных турецких фесок было запрещено специальным законом.

«Достойным и подходящим для нашей нации» был признан и западный алфавит: «Мои друзья! Наш богатый гармоничный язык сможет выразить себя новыми турецкими буквами. Мы должны освободиться от непонятных значков, которые в течение веков держали наши умы в железных тисках. Мы должны быстро выучить новые турецкие буквы. Мы должны обучить им наших соотечественников, женщин и мужчин, носильщиков и лодочников. Это нужно считать патриотической обязанностью» — и латиница повсеместно заменила запрещенную арабскую вязь.

С 1 января 1935 года турецких граждан обязали иметь фамилии. Мустафа Кемаль получил от Великого национального собрания фамилию Ататюрк (Отец Турок, Великий Турок). Остальные придумывали себе фамилии сами — Бакалейщик, Рыбак, Умный, Красивый, Честный… А кто-то просто воспользовался опубликованным списком рекомендованных фамилий.

Так же, как и его российский предшественник, Кемаль Ататюрк знал несколько языков, собирал книги и произведения искусства, отличался распущенностью — и много пил. Умер он на 57 году жизни от характерной болезни алкоголиков — цирроза печени.

После смерти Кемаля в стране был создан настоящий его культ.  Именем Ататюрка клянутся политики самых разных направлений, непочтительное замечание по его адресу считается уголовным преступлением.  Именно поэтому о личной жизни этого человека до сих пор известно очень мало.

 

 

Опубликовать:


Комментарии закрыты.