Молдова, Приднестровье
Показателен в этом отношении пример Молдавии. Вся ее территория когда-то являлась частью Российской империи. После крушения империи на «бесхозную» территорию, населенную близким к румынам народом, молдаванами, в 1918 году вошли румынские войска, и было объявлено о присоединении ее к Румынии. Но присоединили они лишь западную часть молдавской территории, Бессарабию, а часть, лежавшая по другую сторону Днестра, осталась в составе позже возникшего СССР под именем Молдавской АССР. Сталин отторгнул Бессарабию от Румынии в 1940 году и, соединенная с левобережной частью, она стала союзной республикой Молдавия.
И когда СССР стал разваливаться, дотоле единая союзная республика Молдавия раскололась точно по старой, существовавшей до 1940 года границе. И сейчас формально входящая в состав Молдовы левобережная часть страны живет сама по себе, образуя никем не признанную республику Приднестровье.
Не вдаваясь в оценки там происходящего, нам здесь важно отметить, что произошло это потому, что жители Приднестровья (в том числе и молдаване, составляющие треть тамошнего населения) сказали: мы не такие, как вы, мы — другие! А единственным отличием их от остальной части Республики Молдова является то, что они были под тоталитарным прессом на поколение дольше, чем «бессарабцы». И этого оказалось достаточно, чтобы сегодня ни о каких «европейских» мечтаниях в Приднестровье и речи быть не может…
Таже самая разница («мы — другие») очень хорошо заметна между населением украинских областей, с гражданской войны находившимися в составе СССР, и с теми, которые до 1939 года входили в состав Польши (так называемые «западенцы»).