ИСТОРИЯ - ЭТО ТО, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛО НЕВОЗМОЖНО ОБЬЯСНИТЬ НАСТОЯЩЕЕ НАСТОЯЩИМ

Как у Богдана Хмельницкого появился непримиримый враг

в Без рубрики on 24.04.2017

 

В 1639 году командующий польскими войсками на Украине гетман Конецпольский осматривал выстроенную западными инженерами крепость Кодак. Мощная крепость была выстроена на высоком скалистом берегу Днепра над порогом, и могла контролировать выход запорожских козаков к Черному морю для походов на Крым и Турцию. Он спросил бывшего в его свите Богдана Хмельницкого, как ему нравится крепость, на что тот ответил ему латинской поговоркой: «Ave novie — nostra ales» («Что человеком создано, им же может быть разрушено»).

Гетман никак не отреагировал на такой ответ, но эти слова показались чрезвычайно оскорбительными одному из сопровождавших гетмана, Даниле Чаплинскому, и ночью он арестовал Хмельницкого. Выслуживавшийся шляхтич вряд ли знал, что Концепольский и Хмельницкий были давно и хорошо знакомы, вместе были в турецком плену, и уж точно не был в курсе того, что король негласно договаривается с запорожцами об их походе к берегам Османской империи.

Хмельницкий из-под ареста бежал и в Варшаве обратился к королю с жалобой на оскорбительное отношение к заслуженному офицеру. Король приказал подвергнуть Чаплинского дисциплинарному наказанию — обрезать у него один ус, что и было исполнено. После такого публичного унижения не было у Хмельницкого более яростного врага, чем Чаплинский: «Невесть откуда взялся разрушитель спокойной жизни моей, Чаплинский, литовский зайда, польский пьяница, злодей и грабитель украинский, подстароста Чигиринский, который, распоряжаясь восемь лет в Чигирине угодьями своего пана польского, коронного хорунжего, лживыми поклепами и доносами вконец сгубил многих наших братьев и присвоил их собственность; и, конечно же, не пан хорунжий коронный, а слуга его, брехун, предатель и пьяница Чаплинский владеет Чигиринщиной».

Воспользовавшись отсутствием Хмельницкого, Чаплинский со своими людьми разорил его хутор, засек сына, похитил Гелену, женщину, с которой Богдан жил после смерти жены и обвенчался с ней по католическому обряду. Все попытки Хмельницкого найти на Чаплинского управу ни к чему не привели…

 

А судьба Гелены была трагичной. После начала восстания Чаплинский бежал. Хмельницкий нашел ее и обвенчался с ней по православному обряду. Но его старший сын люто ненавидел мачеху. Доложив отцу, что обнаружил в козацкой казне недостачу и получив право самостоятельно разобраться в ее причине, Тимош обвинил в воровстве Гелену. Он повесил ее, голую, на воротах семейного хутора…

 

 

Опубликовать:


Комментарии закрыты.