ИСХОД
ВТОРАЯ КНИГА МОИСЕЕВА
Глава 1
Прошло время. Давно умерли Иосиф и его братья. Фараоны давно забыли о тех услугах, которые оказал трону правитель-еврей. Их начинало все больше беспокоить присутствие на их территории многочисленного уже народа, который не хотел смешиваться с остальным населением. Это казалось странным и даже опасным.
«И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа.
И сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас.
Перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится противу нас, и выйдет из земли нашей».
Власти заставили евреев выполнять тяжелые государственные повинности на строительстве городов, нарочно ужесточая условия их работы.
«И делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами, и от всякой работы полевой, и от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостию».
Но, чем больше притесняли еврейских поселенцев, тем больше в их семьях росла рождаемость. Была сделана попытка подговорить повитух потихоньку умерщвлять рождающихся еврейских мальчиков. Но повивальные бабки отказались от этого черного дела. Тогда фараон издал повеление бросать всякого новорожденного мальчика-еврея в реку.
Глава 2
Одна еврейская женщина родила мальчика и три месяца скрывала его ото всех. Когда это стало уже невозможным, она положила сына в просмоленную корзинку и пустила ее по реке. Выловила ее вышедшая на берег царская дочь. Она догадалась, что мальчик — еврей, но не побоялась взять его к себе во дворец. Она же дала ему имя — Моисей. Воспитывался он среди египтян, но от него не скрыли, что он еврей. Поэтому притеснения его народа не оставляли мальчика равнодушным.
Моисей вырос. Однажды он увидел, как египтянин бьет еврея. Он оглянулся и, убедившись, что поблизости никого нет, убил египтянина, а труп его зарыл в песок. На другой день он стал свидетелем жестокой ссоры между двумя евреями и стал укорять обидчика — зачем он бьет ближнего своего.
«А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина?»
Моисей испугался, что дело его раскрылось, и поспешил бежать из страны (на юг Синайского п-ва). Отдыхая в пустыне у колодца, он встретил нескольких девушек, пришедших напоить овечье стадо. Подошедшие одновременно пастухи отогнали их от воды, но Моисей защитил их и помог начерпать воды. Девушки привели его к своему отцу, местному жрецу, и он остался в их доме. Вскоре Моисей женился на одной из них — Сепфоре, у них родился и вырос сын. Жизнь изгнанника, казалось, вполне устроилась…
Тем временем в Египте сменился на троне царь, и новый оказался еще жесточе прежнего.
«И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу.
И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом».
Глава 3
Моисей состарился, прожив спокойно и счастливо до восьмидесяти лет. Но однажды в пустыне на горе Синай (Хорив) явился к нему Господь и призвал его на подвиг…
«И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает…
И воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!»
Бог повелел Моисею возвратиться в Египет, организовать и вывести избранный народ в землю обетованную («где течет молоко и мед»).
«Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?..
…Вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам». А они скажут мне: «как Ему имя?» Что сказать мне им?
И сказал Бог Моисею: Я есмь Сущий (Ягве)…
Господь, Бог Авраама, Бог Исаака, и Бог Иакова».
Глава 4
Ягве пообещал Моисею, что тот сможет для убеждения единоплеменников продемонстрировать им некоторые чудеса. Моисей начал было отговариваться, что не умеет он уговаривать людей, поскольку с рождения косноязычен. На это Бог указал, что ему следует использовать красноречие его старшего брата, Аарона:
«Ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его; а Я буду при устах твоих и при устах его, и буду учить вас, что вам делать».
С женой и сыном Моисей вернулся в Египет. На собрании старейшин ему и его брату Аарону удалось убедить всех, что они выполняют повеление Того, Кто вспомнил о Своем народе.
Глава 5-6
Моисей и Аарон пошли к фараону с просьбой отпустить их народ на три дня в пустыню, чтобы устроить там жертвоприношение их Богу. Фараон же увидел в этом лишь желание евреев уклониться от государственных повинностей и отказал в просьбе. Более того, он еще более ужесточил условия навязанной им работы, сделав их прямо-таки издевательскими.
Главной повинностью евреев было производство кирпичей для грандиозных фараоновых построек. Кирпичи выделывались из глиняной массы, перемешанной с соломой. По приказу фараона отныне кирпичников перестали снабжать соломой, и они теперь должны были сами искать и подбирать ее по полям, но при этом дневная норма выработки оставалась прежней.
Евреи пытались жаловаться («вопиять») фараону, но натолкнулись на отказ. Тогда всю вину за ухудшение своей жизни они возложили на Моисея и Аарона, раздраживших царя своими просьбами. Слова Моисея о том, что Бог их предков восстановил завет со Своим народом, не произвели впечатления на евреев («по малодушию и тяжести работ»).
Главы 7-11
Но Моисей, понуждаемый Богом, был упорен в своей миссии. Он снова и снова приходил к фараону и требовал отпустить свой народ. Каждый раз он грозил царю Божьими карами всему Египту за упрямство повелителя. И каждое такое предупреждение исполнялось на деле. Фараон просил Моисея избавить землю от очередной кары, обещая выполнить его требования, но потом брал свои слова обратно, и борьба между ними продолжалась.
Сначала по слову Моисея вся вода в реках на семь дней превратилась в кровь:
«И рыба в реке вымерла, и река воссмердела…»
Вторым бедствием, постигшим землю Египетскую, были жабы:
«И воскишит река жабами, и они выйдут, и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих, и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои».
Другое бедствие, наведенное Богом, было невиданное количество мошек, облепивших людей и животных.
Следующая «казнь» состояла в том, что в воздухе появилось неисчислимое множество кусачих «песьих мух», жаливших все живое (не было их только в области, где жили евреи).
Очередным наказанием для Египта стала моровая язва, поразившая весь домашний скот (кроме еврейского).
Затем людей и скот поразили нарывы на коже.
Новой карой явился невиданный град, побивший и посевы, и скот, и людей, не поверивших в угрозу Моисея.
Когда Моисей посулил Египту нашествие саранчи, которая пожрет все, что осталось на земле от болезни и града, возроптали на фараона египтяне:
«И тогда рабы фараоновы сказали ему: долго ли он будет мучить нас? отпусти сих людей, пусть они совершат служение Господу, Богу своему: неужели ты не видишь, что Египет гибнет?»
Фараон же стоял на своем и саранча налетела, причинив стране огромный урон.
Тяжким бедствием стала тьма, окутавшая весь Египет на целых три дня.
Но самое страшное Египту еще предстояло:
«И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта.
И умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное от скота.
И будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более».
Глава 12
Накануне этой роковой ночи Бог дал евреям подробные указания, как спастись от беды, как стать отличными от египтян в часы Его гнева против них. Каждая семья должна была зарезать жертвенного ягненка, испечь его и съесть, а остатки сжечь. Кровью этого агнца следовало вымазать косяк двери дома в знак того, что здесь живут верные Господу.
Накануне всеобщего похода нельзя было испечь хлебы (не успела бы подняться опара, закваска), да и не о пище следовало думать в ту ночь. Поэтому женщины готовили на дорогу пресные лепешки — опресноки (мацу), просто смешивая муку с водой.
В память Исхода из рабства Моисей установил ежегодный праздник, в котором повторялись черты той ночи и первых дней пути (заколотый жертвенный агнец — Пасха Господня, пресные лепешки на семь дней):
«И когда скажут вам дети ваши: «что это за служение?»
Скажите: «это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил».
Фараон той же ночью сам призвал Моисея и приказал евреям выйти в пустыню. На рассвете колена Израилевы начали свой долгий путь из рабства в неизвестность.
Бог шел перед ними, днем в виде столпа облачного, ночью — огненного. Он повел их не торной дорогой, а в обход, через Чермное (Красное) море. Моисей взял из египетской гробницы останки Иосифа, чтобы схоронить их в земле обетованной.
Глава 14
Фараон заподозрил, что рабы-евреи вышли в пустыню не на три дня для жертвоприношения, как они о том просили, но бежали из страны навсегда. Он собрал колесничное войско и бросился за беглецами в погоню. Египтяне увидели своих рабов на берегу и прижали их к морю. Спасения не было.
«И сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? Что это ты сделал с нами, выведши нас из Египта?»
Но облачный столп, ведший евреев, встал между египтянами и беглецами, застилая мраком глаза одних и освещая путь другим.
Море расступилось перед Моисеем, и весь его народ прошел по обнажившемуся дну. Когда же вслед за ними бросилось фараоново войско, водяные стены над ними сомкнулись, и преследователи погибли.
Главы 15-18
Начался многодневный марш колен Израилевых через пустыню к неведомой Земле Обетованной. Господь повел их туда не прямой дорогой, на восток, а вначале направил их далеко на юг, к горе Синай, где Он впервые явился Моисею. Именно там должен был быть заключен между Ним и народом договор, завет на долгие времена.
Через три дня у них кончилась вода, а встретившийся водоем оказался горьким. Но от брошенного в него Моисеем дерева вода стала сладкой, и народ смог утолить жажду.
На пятнадцатый день пути люди оголодали и, по обыкновению, начали поносить Моисея с Аароном.
«И сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! Ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом».
Вечером большая стая перепелов опустилась на ночевку прямо на лагерь, и у людей появилось мясо. А поутру на траве появилась странная роса — это были белые крупинки, на вкус напоминавшие медовую лепешку. Люди назвали этот своеобразный, с неба упавший, хлеб «манной».
Моисей объявил, что манна эта будет по Божьей воле появляться ежедневно (кроме субботы). Однако доверились Богу не все. Некоторые набрали манны про запас на завтра, — наутро же вся вчерашняя манна у них протухла.
И снова кончилась в лагере вода, и снова люди стали роптать: «есть ли Господь среди нас, или нет?». Моисей взошел на скалу и ударил по ней своим жезлом, с помощью которого он являл многие Божьи чудеса, — и ударила из скалы вода.
Произошло и первое вооруженное столкновение с пустынными племенами (амалекитянами), напавшими на лагерь евреев. Моисей наблюдал за битвой с холма, и когда он воздевал руки с жезлом к небу, то одолевали евреи, когда же опускал их — прибавлялось силы у врагов. Исход сражения решили помощники Моисея, которые до вечера поддерживали поднятыми его слабеющие руки. А сражающимися евреями впервые руководил человек, ставший потом, после Моисея, вождем народа — Иисус, сын Навы, Иисус Навин.
Когда народ подошел к области, где долгие годы скрывался Моисей, в гости к нему пришел его тесть Иофор. Увидев нескончаемые очереди евреев, ежедневно выстраивавшихся перед своим предводителем для решения своих проблем («для суда»), опытный в делах управления Иофор сумел подать зятю разумный совет. Последовав ему, Моисей отобрал из всего народа «людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть» и поставил их тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками.
Глава 19
В третий месяц исхода подошел народ к священной горе Синай (Хорив) и расположился станом у ее подножия. Моисей взошел на гору говорить с Богом и получил там указания как подготовить людей к встрече с Господом.
«И сошел Моисей с горы к народу, и освятил народ, и они вымыли одежду свою.
И сказал народу: будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам.
На третий день, при наступлении утра, были громы, и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане».
Бог, опустившийся в облаке на вершину горы, призвал к себе Моисея и Аарона и изложил им основы Своего закона, а народ слушал Его слова у подножия.
Глава 20
«И изрек Бог все слова сии, говоря:
Я Господь Бог твой…
Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
Не поклоняйся им и не служи им…
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…
Помни день субботний, чтобы святить его…
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».
Страх нападал от этого Голоса с вершины, — люди попятились и стали просить Моисея:
«Говори ты с нами, и мы будем слушать; но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.
И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили.
И стоял народ вдали; а Моисей вступил во мрак, где Бог».
Главы 21-23
После главных заповедей Господь дал Моисею множество конкретных установлений, в которых была Божья справедливость для людей тех древних времен.
Некоторые из этих установлений остаются справедливыми и для современной индустриальной цивилизации:
«Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды.
Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды.
И бедному не потворствуй в тяжбе его.
Даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых».
Главы 24-31
Моисей вернулся к подножию священной горы и записал все услышанное на вершине. Он устроил жертвенник из двенадцати необточенных камней и зарезал на нем жертвенных животных. После прочтения книги завета народ сказал, что «все, что сказал Господь, сделаем, и будем послушны».
«И взял Моисей крови, и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих».
После этого Моисей со старейшинами народа устроили на горе трапезу — ели и пили пред Богом. А затем Ягве повелел Моисею подняться на самую вершину, чтобы получить там каменные скрижали (плиты) с выбитым на них текстом Закона. На горе в общении с Богом Моисей пробыл сорок дней.
Главы 25-30
Господь объявил Моисею, что всегда будет обитать посреди Своего народа. Дух Его будет находится в святилище — ковчеге завета, которое мастера должны устроить по Его указаниям. Указания эти были даны с максимальной степенью подробности:
«Сделайте ковчег из дерева ситтим; длина его два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя.
И обложи его чистым золотом; извнутри и снаружи покрой его…
И положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе…
И сделай светильник из золота чистого…
Шесть ветвей должны выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его…
Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе».
Ковчег завета должен был находится в специальном шатре — скинии, скрытый ото всех глаз завесой. Запретная, кроме первосвященника, часть скинии за завесой была названа: святая-святых.
Первосвященником должен был стать Аарон, и сан этот мог быть передан только его прямым потомкам.
В своих указаниях Бог предусмотрел мельчайшие детали устройства переносного храма, священной утвари, одеяний священнослужителей, порядка жертвоприношений и даже назвал имена мастеров, которым он поручает всю эту работу.
Глава 32
А в стане у подножия горы, тем временем, поднимался ропот.
«Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань, и сделай нам бога, который бы шел перед нами; ибо с этим человеком, с Моисеем… не знаем, что сделалось».
Аарон не решился противоречить народу. Из серег, вынутых, евреями из ушей отлил он изображение золотого тельца. Общий глас народный признал этого золотого идола за бога и тут же приписал ему заслугу вывода людей из египетского рабства.
Страшно разгневался Ягве. Он заявил, что истребит этот народ («жестоковыйный»), и произведет Свой новый народ от верного Моисея. Но тот умолил Его не делать этого:
«Чтобы Египтяне не говорили: «на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли». Отврати пламенный гнев Твой, и отмени погубление народа Твоего».
Спустившись в стан, Моисей мог наблюдать радостное празднество евреев по поводу обретения нового бога. Зрелище это настолько его ошеломило и разозлило, что он в сердцах разбил о камни скрижали завета, данные ему на горе Господом.
«И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, — ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины.
И он сказал им: …возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.
….И пало в тот день из народа около трех тысяч человек.
И возвратился Моисей к Господу, и сказал: о, народ сей сделал великий грех; сделал себе золотого бога.
Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей…»
Глава 33
Восстановление отношений с Богом шло трудно. Он обещал оставить вместо Себя Ангела, Сам же отказывался сопровождать евреев в их дальнейшем пути. Это известие повергло людей в отчаяние. Моисей начал долгие уговоры Ягве не покидать Свой народ. Господь же высказывал опасение, что Его присутствие опасно для самого народа, — эти люди способны довести Бога до такого состояния, что в порыве гнева Он способен истребить их всех. Моисей, однако настаивал на своем, говоря: «помысли, что сии люди Твой народ», «если не пойдешь ты Сам с нами, то и не выводи нас отсюда».
Эти переговоры велись в шатре (скинии) Моисея, который он поставил отдельно в стороне от всех. Весь лагерь с напряженным вниманием следил за их ходом:
«И когда Моисей выходил из скинии, весь народ вставал, и становился каждый у входа в свой шатер и смотрел вслед Моисею, доколе он не входил в скинию.
Когда же Моисей входил в скинию, тогда опускался столп облачный и становился у входа в скинию, и Господь говорил с Моисеем».
В конце концов Бог согласился вести народ и дальше — не столько ради самого народа, сколько ценя его вождя. Моисей же решился воспользоваться расположением к нему Господа и попросил Его показаться ему «во всей славе Своей». Ягве выполнил эту просьбу, но чтобы жив остался Моисей после этого зрелища, Бог прикрыл его во время Своего прохода перед ним и разрешил ему взглянуть на Себя только сзади.
Глава 34
Господь поручил Моисею, взамен разбитых, вытесать две новые каменные пластины (скрижали), подняться с ними на вершину Синая и вновь вырезать на камне слова Закона. И на этот раз Моисей пробыл в общении с Богом сорок дней.
Ягве продиктовал, а Моисей выбил на скрижалях условия жизни избранного народа среди языческих племен, а также главные обрядовые требования: ни под каким видом не родниться с чужаками, разрушать их жертвенники и священные места, строго соблюдать установленные праздники и жертвоприношения.
Когда он со скрижалями в руках спустился в стан, люди увидели, что от лица его исходят сияющие лучи, так что боялись даже подходить к человеку, только что говорившему с Богом.
Глава 35-40
Весь народ участвовал в создании походного храма — скинии собрания. Люди несли необходимые для его постройки материалы: куски дерева, медь, пряжу, материи, золотые и серебряные украшения, драгоценные камни. Мастера всех ремесел приступили к работе, в точности выполняя все указания, полученные от Ягве. Библия описывает процесс создания и устройство скинии в мельчайших подробностях.
Наконец, скиния собрания была готова. Моисей освятил ее, положил в ковчег завета скрижали Откровения, внес ковчег в скинию и закрыл его завесой. Он произвел обряд посвящения Аарона и его сыновей, помазав их головы священным маслом, — отныне они и их потомки становились главными священниками Божьего храма.
«И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию…
Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во все путешествие свое».