Древесный уголь
Сегодня с древесным углем мы встречаемся преимущественно в виде топлива для мангалов. Но до 19 века он был единственным «чистым» (без дыма и копоти) топливом для обогрева домов и металлургии.
Большинство веществ, из которых состоит сухая древесина, жара при сжигании не дает, — две трети веса дров при горении уходят дымом. Задача, которая стояла перед нашими предками, была в том, как удалить из древесины эти летучие элементы, не сжигая при этом твердого вещества, дающего жар. И способ был найден.
Нарезанные дрова плотно укладывались определенным образом в глиняные ямы или строили из них небольшой холм, который затем присыпали землей; для небольшой тяги воздуха и выхода дыма в массе дров делали небольшие канальчики — и поджигали это сооружение.
Недостаток кислорода не давал возникнуть открытому пламени — шло медленное тление, угольный холм «курился» [поговорку «Нет дыма без огня» придумали явно не угольщики]. Процесс этот мог занимать до месяца. А когда он заканчивался, в итоге оставался древесный уголь (почти чистый углерод), легкий пористый материал, дающий «чистый» сильный жар.
Древесный уголь тысячелетия в жаровнях обогревал комнаты и плавил металл в кузницах, пока гигантски выросшая потребность в качественном топливе не заставила перейти на каменный уголь (который, по сути, такой же продукт еще более медленного, природного тления древесины).