Выход католической Церкви из Великого раскола
Констанцский собор, созванный по настоянию императора Сигизмунда, на который съехалось со всей Европы шесть сотен высших духовных лиц католичества, решил, наконец, проблему единства управления Церковью.
Все три папы были низложены. «Римский» папа принял решение Собора и стал кардиналом. «Авиньонский» же папа отказался подчиниться и, не признаваемый никем, кроме ближайшего окружения, засел в своем испанском замке, где и умер, немного не дожив до ста лет.
«Пизанский» папа, Иоанн XIII (именно он вызвал на Собор Яна Гуса), дав клятву отрешиться от звания, сбежал из Констанцы и с безопасного расстояния потребовал за свое добровольное отречение пенсии в тридцать тысяч золотых флоринов, а также передачи в его руки Болоньи, Авиньона и ещё нескольких городов. Поняв, что добровольно в «отставку» Иоанн не уйдет, участники Собора опубликовали постановление о его отрешении. Но и в этом постановлении был ряд обвинительных пунктов, которые отцы церкви обнародовать не решились — пиратство, изнасилования, содомия, растление… Впрочем, для этого «закоренелого грешника» все окончилось благополучно — все-таки отрекшийся от папского звания, он добровольно явился ко двору нового папы и получил епископскую должность (имя его было столь запятнано, что ни один папа при вступлении на престол не принимал имени Иоанна вплоть до 20 века).
Папой был избран Оддоне Колонна, даже не имевший для этого необходимых степеней посвящения (его за три дня после избрания последовательно посвятили в дьяконы, священники и епископы). Но путь в Рим занял у нового папы Мартина V три года. Вступление в Вечный город нужно было выкупить у неаполитанской королевы, потом надо было как-то договориться с наемным военачальником, успевшим в тогдашнем всеобщем хаосе захватить Папскую область… Так надолго покинутая папами столица западного христианства представляла собой жалкое зрелище — разрушенные дома, пустующие дворцы и разграбленные соборы…