Виталий ЛЕЛЬЧУК
Российский историк
«Если бы Черчилль задержал на год открытие второго фронта на севере Франции, Красная Армия дошла бы до Франции», – сказал Сталин лидеру французской компартии М. Торезу в беседе с участием Молотова и Суслова. …
И далее: «Торез говорит, что он может подтвердить товарищу Сталину: французский народ с энтузиазмом приветствовал бы Красную Армию.
Сталин: В таком случае картина была бы совершенно другой».
Расчувствовавшись, Торез признался главному большевику мира: «Я, хотя и француз, но в душе советский гражданин». Беседа проходила 18 ноября 1947 г. Генеральный секретарь ФКП занимал в то время пост заместителя председателя Совета министров Франции. Это не помешало ему сообщить кремлевским руководителям о наличии у французских коммунистов замаскированных складов оружия, боеприпасов и подпольных радиостанций для связи с Москвой. Сталин, в свою очередь, подтвердил возможность поставки оружия.
«Мы все коммунисты, и этим все сказано». Так со свойственной ему лапидарностью «вождь всех народов» выразил суть и дух беседы, считавшейся государственной тайной почти полвека»