ИСТОРИЯ - ЭТО ТО, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛО НЕВОЗМОЖНО ОБЬЯСНИТЬ НАСТОЯЩЕЕ НАСТОЯЩИМ

БЫТИЕ

в Без рубрики on 02.09.2016

 

ПЕРВАЯ КНИГА МОИСЕЕВА

 

Глава 1

«В начале сотворил Бог небо и землю.

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.

И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.

И создал Бог твердь; и отделил Бог воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день вторый.

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.

И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.

И был вечер, и было утро: день третий.

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов.

И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

 

И был вечер, и было утро: день четвертый.

И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.

И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

И был вечер, и было утро: день пятый.

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

 

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его…

 

Глава 2

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

И благословил Бог седьмый день, и освятил его…

Вот происхождение неба и земли, при сотворении их…»

 

Бог создал на земле идеальное место для всего живого — рай, Эдемский сад.

 

«И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.

Имя одной Фисон: она обтекает землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.

Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат».

 

Первый человек (мужчина, Адам) был поселен в райском саду, чтобы возделывать и хранить его.

 

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей…

 

Глава 3

Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты?

Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела».

 

«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

 

Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе… проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей.

В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься».

 

Глава 4

Изгнанный из райского сада на необжитую землю Адам назвал жену свою Ева (Хава), что означает Жизнь — ей предстояло стать матерью всех живущих. Первый же родившийся у них сын стал убийцей…

«Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина…

И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.

Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу.

И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.

И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?

…У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

И сказал Господь Каину: Где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?»

И сказал Господь: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли.

И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей.

Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно.

Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле, и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

И пошел Каин от лица Господня; и поселился в земле Нод, на восток от Едема.

 

И познал Каин жену свою; и она зачала, и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.

У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусаила; Мафусаил родил Ламеха.

И взял себе Ламех две жены: имя одной Ада, и имя второй Цилла.

Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.

Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.

Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа».

 

Глава 5

После гибели младшего сына и изгнания старшего у Адама и Евы родился еще один сын — Сиф, от которого пошла вторая ветвь рода человеческого. Адам умер, прожив девятьсот тридцать лет. Люди того времени отличались необыкновенным долголетием. Долгожительство одного из праотцев — Мафусаила (969 лет) вошло в поговорку.

Младшим среди допотопных прародителей был Ной, у которого было три сына — Сим, Хам и Иафет.

 

Глава 6

«Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал…

В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им. Это сильные, издревле славные люди».

 

С появлением этих исполинов связано развращение всего допотопного человечества.

 

«…Земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями.

И воззрел Бог на землю, — и вот, она растленна: ибо всякая плоть извратила путь свой на земле…

И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и воскорбел в сердце Своем.

И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых я сотворил, от человеков до скотов, и гадов, и птиц небесных истреблю; ибо Я раскаялся, что создал их».

 

Судьбу человечества спас единственный на всей земле праведник — Ной. На него и его потомков Бог возложил миссию возрождения мира.

Ной получил от Творца подробнейшие указания о строительстве огромного деревянного ящика, ─ ковчега. В нем должна была спастись семья Ноя и те звери и птицы, которым предстояло населить новую землю.

 

Глава 7

«Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут.

Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых…

И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского… чтобы сохранить племя для всей земли».

…Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.

 

Глава 8

По прошествии сорока дней, Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды.

Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли.

Но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег: ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе на ковчег.

И помедлил еще семь дней других; и опять выпустил голубя из ковчега.

Голубь возвратился к нему в вечернее время; и вот, свежий масличный лист во рту у него: и Ной узнал, что вода сошла с земли.

Он помедлил еще семь дней других, и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему».

 

После того, как ковчег пристал к появившейся из-под воды суше и все спасшиеся вышли на берег, Творец принял решение:

 

«…И сказал Господь в сердце своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал.

Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся».

 

Глава 9

А чтобы не забыть о своем обещании Бог создал радугу — во время дождя она служила напоминанием о Его клятве Ему Самому и успокаивала людей, опасающихся нового потопа.

«Ной начал возделывать землю, и насадил виноградник.

И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем.

И увидел Хам… наготу отца своего, и вышедши рассказал двум братьям своим.

Сим же и Иафет взяли одежду, и, положив ее на плечи свои, пошли задом, и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего».

Проспавшись, Ной проклял потомство Хама.

 

Глава 11

Народы, образовавшиеся из потомков Ноевых сыновей, вначале держались вместе и говорили на одном языке.

«И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.

И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать.

Сойдем же, смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.

И рассеял их Господь, оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя Вавилон…»

 

Глава 12

Один из родов потомков Сима из долины Евфрата начал откочевывать со своими стадами к западу, в сторону Средиземного моря. Главе его, Авраму, Бог приказал идти в землю Ханаанскую.

«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе.

И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое…

Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.

И пошел Аврам, как сказал ему Господь… и пришли в землю Ханаанскую…

И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию».

 

Глава 13

Вместе с Аврамом кочевал его племянник, Лот, у которого были свои собственные стада. Пастухи родичей стали ссориться из-за пастбищ и водопоев. Поэтому Аврам и Лот решили разойтись подальше и жить отдельно. Лотовы пастухи отогнали скот в район ханаанских городов Содома и Гоморры. Сам Лот поселился в Содоме.

 

Глава 16

Аврамова жена Сара так и не сумела за всю жизнь родить мужу ребенка. Ей было уже за семьдесят, и Аврам уже не мог обрести наследника. Таким образом, рушились его надежды стать родоначальником целого народа.

Но у кочевых племен существовал в древние времена традиционный «обходной» путь получения наследника при бесплодии жены: ей на колени должна была родить служанка, которая зачала от своего господина, — в этом случае считалось, что ребенка родила жена. И Аврам и Сара попытались решить проблему наследника своими силами, без Божьей помощи.

Служанка Сары, египтянка Агарь забеременела от Аврама. После этого отношения ее с госпожой резко испортились (библейский текст вину за это возлагает на саму Агарь, которая возгордилась перед бесплодной Сарой). Агарь из-за притеснений Сары убежала в пустыню. Но там к ней явился Ангел Господень, который повелел ей вернуться в стан, и родить там Авраму сына, которого нужно будет назвать Измаилом. При этом Божий посланец предсказал, что от Измаила произойдет великий, многочисленный народ. Агарь вернулась и родила сына, которого отец назвал Измаилом.

 

Глава 17

Бог явился Авраму через тринадцать лет и возвестил ему, что Свой народ Он произведет от сына, которого родит Авраму сама его жена Сара, и которого родителям следует назвать Исааком. С этим народом Он заключит вечный завет (договор): Бог пообещал взять потомков Авраама и Сарры под особое покровительство и отдать им землю Ханаанскую, а от них потребовал соблюдать верность Себе на вечные времена. В знак этого завета все мужчины Авраамова рода должны производить обрезание.

 

Глава 18

Конкретный срок рождения Исаака был передан будущим родителям тремя путниками, в которых Авраам узнал Ангелов Господних. Хлопочущим вокруг них старикам гости сказали, что через год у них родится сын. Столетний Авраам и девяностолетняя Сарра уже физически не в состоянии были иметь детей, так что появление их первенца могло быть исключительно делом Божиим.

У трех путников было на земле еще одно дело ─ проверить, что творится в Содоме и Гоморре, городах, погрязшим в грехе. Почувствовав, что городам этим грозит беспощадная расправа, Авраам начал с Богом свой знаменитый торг о праведниках:

 

«Не может быть так, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что и с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?

Господь сказал: если я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие.

Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.

Авраам продолжал говорить с Ним…»

 

Упорно, шаг за шагом Авраам вырывал у Бога все большие уступки, пока не снизил «цену» спасения города до десяти праведников, ради которых помилованы будут все остальные — грешники.

 

Глава 19

Два Ангела встретили у ворот города племянника Авраама Лота, и он уговорил их переночевать в его доме.

«Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом.

И вызвали Лота, и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их.

Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь.

И сказал: братья мои, не делайте зла».

 

Ангелы без труда отвели опасность, ослепив нападавших. Но после ночных событий стало ясно, что Лот — единственный праведник в Содоме, и судьба города была решена. На заре Ангелы вывели Лота, его жену и двух его дочерей из Содома, а на город обрушился огненный серный дождь. Так же была уничтожена и Гоморра.

 

«Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад… спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть…

Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом».

 

«И вышел Лот из Сигора, и стал жить в гор`е, и с ним две дочери его… И жил в пещере, и с ним две дочери его.

И сказала старшая младшей: отец наш стар; и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли.

Итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восстановим от отца нашего племя.

И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая, и спала с отцом своим: а он не знал, когда она легла и когда встала.

И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая, и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала.

И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего.

И родила старшая сына, и нарекла ему имя Моав. Он отец Моавитян доныне.

И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми. Он отец Аммонитян доныне».

 

Глава 21

Аврааму было сто лет, когда родился Исаак. С ним обращались как с наследником, но здесь же, рядом постоянно находился старший сын Авраама — тринадцатилетний Измаил. Сарра потребовала изгнать рабыню и ее сына. Явившийся Аврааму Бог сказал, что возьмет Измаила и его мать под свою защиту. После этого Авраам отправил Агарь с сыном в пустыню.

Когда у них кончилась вода, мать ушла от сына подальше, чтобы не видеть, как он будет умирать от жажды. Но Ангел указал ей колодец, который спас им жизнь. Измаил выжил, стал искусным лучником пустыни, а, когда возмужал, Агарь нашла ему жену-египтянку.

 

Глава 22

Исаак был уже подростком, когда Бог подверг его отца страшному испытанию: Он потребовал, чтобы Авраам принес Ему в жертву вместо традиционного ягненка (агнца) — собственного сына.

 

«И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.

И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?

Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.

И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова, и, связав сына своего Иссаака, положил его на жертвенник поверх дров.

И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.

Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

И возвел Авраам очи свои, и увидел: и вот назади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна, и принес его во всесожжение вместо сына своего».

 

Глава 24

Сарра умерла, Авраам стал совсем стар, а сын их и наследник Исаак в свои сорок лет до сих пор не был женат. Его дети должны были стать основой избранного народа, так что к выбору будущей снохи Авраам подошел с большой ответственностью. Случайности земной любви были исключены. Женитьба на какой-либо местной девушке-иноплеменнице была невозможна — необходимо было сохранить чистоту рода. Поэтому доверенный слуга был послан в места, откуда много лет назад вышел Авраам, и где остались его родичи — в Месопотамию.

Караван пришел в землю, когда-то покинутую Авраамом. Здесь слуга попросил Бога указать ему будущую жену молодого господина и назвал условный знак, по которому он мог бы определить продолжательницу избранного рода. Одна из девушек, вышедшая к колодцу, произнесла загаданные гонцом слова: «Пей, я и верблюдам твоим дам пить». Ею оказалась Ревекка — дочь Авраамова брата. Божья воля в этом совпадении была для всех очевидна, и Ревекку отпустили в далекое путешествие к незнакомому жениху.

«И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей; и взял Ревекку, и она сделалась ему женою и он возлюбил ее…»

 

Глава 25

Лишь через двадцать лет супружеской жизни Ревекка забеременела.

«И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее.

Первый вышел красный, весь как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав.

Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя: Иаков.

Дети выросли, и стал Исав человеком, искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. Исаак любил Исава… а Ревекка любила Иакова».

 

Главой рода после смерти Исаака, должен был по праву стать Исав. Но Иаков сумел обманом право первородства присвоить себе.

 

«И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый.

И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого; ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом.

Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство.

Исав сказал: вот, я умираю; чт`о мне в этом первородстве?

Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову.

И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы: и он ел, и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородством».

 

Грубоватый материалист Исав не ценил своего права, поскольку пока не видел от него ощутимой пользы для себя лично. Вряд ли придал он какое-то значение и своему отказу от него. Но случай этот дал Иакову моральное право добиваться первородства не на словах только, но на деле.

Первородство, главенство над родом передавалось от отца к сыну через магический обряд посвящения, и если он состоялся однажды, то отменить его не мог уже никто. Этим и воспользовались Ревекка и Иаков.

Состарившийся и почти ослепший Исаак решил перед смертью благословить своего главного наследника. Он сообщил об этом Исаву, посылая его на охоту. Слышавшая их разговор Ревекка решилась на рискованную интригу ради своего любимца — младшего сына.

Она одела Иакова в одежды старшего брата, гладкую его кожу покрыла козлиной шкурой, чтобы на ощупь он походил на косматого Исава, и послала под благословение отца. Слепой Исаак не заметил подмены и благословил на главенство в роде младшего сына, принимая его за старшего из близнецов.

Когда же Исав вернулся с охоты и подошел под благословение отца, тому оставалось только развести руками — переменить сделанное по ошибке он был не вправе.

Разъяренный Исав бушевал и грозился убить брата. Испуганная Ревекка тайно отправила Иакова к себе на родину к брату Лавану, чтобы обманщик мог там пересидеть и дождаться, когда утишится гнев Исава.

 

Глава 28

Исаак, опасавшийся братоубийства, также посоветовал Иакову отправиться в Месопотамию и взять там себе жену из Авраамова рода. Иаков послушался добрых советов и отправился в неблизкий путь.

Однажды ночью, когда он в дороге спал, подложив под голову камень, приснился ему сон:

 

«…Вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней».

 

Бог стоял на этой лестнице и обещал Иакову не оставлять его в странствиях и покровительствовать его потомкам.

Проснувшись, Иаков поставил подголовный камень памятником этому видению и дал клятву, что он, Иаков, будет отдавать Господу десятую часть своего имущества.

 

Глава 29

Иаков добрался до родины своей матери и встретил там у колодца дочь дяди — Рахиль, которая понравилась ему с первого взгляда. Старик Лаван, хозяин многочисленных стад, пристроил Иакова пасти свой скот и спросил его о плате. Иаков обязался работать на него семь лет за дочь его Рахиль.

«И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее».

В назначенный срок состоялся свадебный пир. Однако, когда рассвело, Иаков с неприятным изумлением обнаружил, что брачную ночь он, хмельной, провел не с любимой красавицей Рахилью, а с ее старшей сестрой, близорукой дурнушкой Лией. Хитрый Лаван, подменивший невесту, потребовал, чтобы Иаков еще неделю прожил с Лией, прежде чем соединиться на брачном ложе с Рахилью. Младшую дочь старик выдавал за него как бы авансом за отработку следующих семи лет. Иакову ничего не оставалось, как покориться.

 

Глава 30

Бог в этой ситуации поддерживал семейное равновесие в семье Иакова тем, что способствовал рождению детей именно у менее любимой первой жены, сделав Рахиль до поры неплодной. Между женами началось ожесточенное соперничество в деторождении. Лия родила уже трех сыновей, когда Рахиль призвала на помощь свою служанку, которая от Иакова родила ей на колени двух сыновей. Лия ответила тем же, и отдала мужу свою служанку. В результате у Иакова родилось десять сыновей и одна дочь: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иссахар, Завулон, дочь Дина. Самым младшим, одинадцатым, был сын от родившей, наконец, самостоятельно Рахили — Иосиф.

Обзаведясь столь многочисленным семейством, Иаков сообщил Лавану о своем намерении вернуться на родину и поставил вопрос о разделе имущества. Договорились они на том, что весь белый скот — Лаванов, а черные овцы и пестрые козы будут считаться собственностью Иакова. Вероятно, такого цветного скота было немного, так что прижимистый Лаван легко согласился на эти условия, тем более, что такой ценный работник, как Иаков, оставался работать с Лавановыми стадами. Но, как показало будущее, зять сумел обернуть этот договор в свою пользу.

Иаков показал себя опытным селекционером и, работая со скотом своего тестя, со временем добился того, что большая часть рождающихся коз и овец оказывались пятнистыми или черными.

«И сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота, и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов».

 

Глава 31

Когда богатство зятя намного превысило достояние тестя, и сыновья Лавановы начали смотреть на него косо, Иаков решил не искушать судьбу и потихоньку уйти из этих мест подальше, прихватив с собой и семью, и нажитое имущество. Весть об откочевке Иакова дошла до Лавана, он со своими людьми бросился в погоню и через несколько дней настиг беглецов. Неминуемой расправе помешало Божье явление Лавану — Он запретил ему трогать Иакова. В результате, после долгих препирательств и взаимных упреков родственники разошлись мирно.

 

Глава 32

Иаков направился со своими стадами на родину. Однако его не оставлял страх перед возможной встречей с Исавом, который мог не забыть его коварства двадцатилетней давности. Желая умилостивить брата, Иаков пустил перед собой часть своих стад, наказав пастухам говорить, что скот этот — подарок Исаву.

Переправив семью через пограничную реку на Ханаанский берег, Иаков остался один. И тут с ним произошла таинственная история, давшая новое имя ему и его народу:

«И остался Иаков один. И боролся Некто с ним, до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его, и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним.

И сказал: отпусти Меня; ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.

И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков.

И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.

Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его».

После этого видения Иаков-Израиль остался хром на всю жизнь.

 

Глава 33

Исав вышел встречать Иакова вместе с четырьмя сотнями своих людей, но встреча была самая теплая. Однако, сам будучи человеком лукавым, Иаков не доверял и брату. Он отклонил приглашение Исава ехать домой вместе с ним и его людьми, а устроился жить подальше от стана брата рядом с городом Сихемом.

 

Глава 34

Но совместное проживание с местными жителями как-то сразу не задалось. Сын сихемского князя увидел Дину, дочь Иакова. Она ему так понравилась, что молодой человек не сдержался и изнасиловал девушку. Но неожиданно юноша повел себя дальше вполне порядочно: он начал просить отдать Дину ему в жены. Сам князь пошел еще дальше: он стал уговаривать Иакова жить с его народом вместе, слиться с ним — ввести в обычай смешанные браки.

Вину за случившееся далее Библия возлагает на сыновей Иакова. Они поставили условием породнения с племенем Сихема обрезание всех мужчин города. Условие это было принято и мужчины проделали над собой эту довольно болезненную операцию. И, когда они отлеживались после нее в своих домах, сыновья Иакова ворвались в город и, мстя за сестру, поубивали всех мужчин, увели в рабство женщин, а имущество горожан разграбили.

Иаков тогда же осудил сыновей за жестокость, и даже через много лет, перед смертью, припомнил им их расправу над Сихемом.

 

Глава 35

Возмутившись сыновней жестокостью, Иаков в то же время строго следил, чтобы его род не смешивался с иноплеменниками. Он приказал сдать все изображения чужих богов, которые от соседей оказались на руках у его людей. Израиль после этого свернул свои шатры и отправился к отцу, Исааку. В дороге Рахиль родила последнего — двенадцатого — сына Иакова, которого отец назвал Вениамином. Рожая его, любимая жена Иакова умерла.

В пути Бог еще раз явился к Иакову и подтвердил свое желание, чтобы он сменил имя. В дальнейшем Библия часто называет Иакова Израилем.

Израиль успел добраться до родных мест, до того, как умер его ставосьмидесятилетний отец:

«И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему, будучи стар и насыщен жизнию; и погребли его Исав и Иаков, сыновья его».

 

Глава 37

После отцовских похорон Исав со своими стадами откочевал в другие места, и на отцовской земле стал жить один Израиль. Здесь завязался сюжет, очень многое определивший в дальнейшей истории избранного народа.

Отцовским любимчиком был Иосиф. Наверное поэтому братья к нему относились неприязненно, тем более, что он часто рассказывал отцу об их поведении. К тому же он иногда видел сны, которые членам его семьи очень не нравились — их можно было истолковать, как предсказание того, что и братья, и отец придут  поклониться ему. В подарок от отца Иосиф получил дорогую цветную одежду, что тоже не прибавило ему любви братьев.

Однажды Израиль послал Иосифа проверить, как дела у братьев, пасших стада на дальних пастбищах. Увидев его еще издали, братья решили покончить с ним. Против убийства брата возражал только старший — Рувим. Ему удалось убедить остальных бросить Иосифа в яму живого (он рассчитывал потом за ним вернуться и вызволить его оттуда).

С Иосифа сорвали его красивые одежды и он оказался во рву. Тут неподалеку как раз проходил караван измаильтян, направлявшийся на запад, и братья продали Иосифа купцам в рабство.

Рувим, не участвовавший в этой сделке, пришел ко рву и был в отчаянии, не найдя там брата:

«И разодрал он одежды свои, и возвратился к братьям своим, и сказал: отрока нет, а я, куда я денусь?»

Цветную одежду вымазали козлиной кровью и принесли отцу, сказав, что нашли ее. Израиль узнал одеяние сына и подумал, что хищный зверь растерзал его любимца, — горю его не было предела.

Тем временем караван измаильтян дошел до Египта. Там купцы продали Иосифа важному вельможе — начальнику телохранителей фараона Потифару.

 

Глава 38

Здесь рассказ об Иосифе на время прерывается историей, которая случилась с одним из старших братьев — Иудой.

Иуда был женат и было у него трое сыновей. Для первенца своего он нашел жену — Фамарь. Но вскоре этот сын Иудин умер. По обычаям многих народов древних времен в такой ситуации место умершего мужа обязан заступить его брат, но дети от этого брака должны считаться наследниками первого мужа. Второго брата звали Онан.

«И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему.

Онан знал, что семя будет не ему; и потому, когда входил к жене брата своего, изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему; зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил его».

 

Младший сын был еще мал для женитьбы, и Иуда отправил Фамарь в дом ее отца вдовствовать, пока не подрастет ее второй деверь.

Прошло время и третий брат вступил в брачный возраст. Но отец боялся его женитьбы на Фамари, поскольку оба брата его после свадьбы с ней умерли. Фамарь решила отомстить свекру за нарушение слова.

Однажды, уже после смерти жены, Иуда пошел стричь своих овец в стадо, пасшееся рядом с городом где жила его бывшая сноха. Узнав о том, Фамарь переоделась блудницей, отдающейся за плату, встретила Иуду у городских ворот и зазвала его к себе. Когда он выходил от нее, мнимая блудница заставила его в уплату отдать ей свою печать, перевязь и трость.

Прошло некоторое время и Иуде сообщили, что жена двух его сыновей, предназначенная третьему сыну, забеременела — явно от блуда. Ей за это по тогдашним законам грозило сожжение. Но когда Фамарь повели на казнь, она послала к свекру сказать, не узнает ли он свои вещи. Иуда понял, что наказан за то, что не отдал ее по обычаю за своего третьего сына. Фамарь осталась в живых и вскоре родила сыновей-близнецов, старшего из которых назвали Фаресом.

 

Глава 39

А история Иосифа продолжалась. Купивший его царедворец скоро заметил незаурядные способности своего нового раба — его честность, распорядительность, успешность во всех делах, за которые он брался. Хозяин сделал Иосифа главным распорядителем всего своего хозяйства и в своем доверии к нему не ошибся — дом его велся образцово.

Ко всем своим талантам Иосиф еще и был красив и телом, и лицом.

«И обратила взоры на Иосифа жена господина его, и сказала: спи со мною.

Но он отказался, и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?»

Неверная жена приставала к Иосифу буквально каждый день, а он все отказывался. Отвергнутая, женщина решила отомстить. Однажды она так решительно потянула Иосифа в спальню, что он смог вырваться, только оставив в ее руках свою одежду. Женщина закричала, сзывая домашних, и заявила, что этот еврей попытался ее изнасиловать и она еле вырвалась. Те же обвинения она повторила и мужу, показывая ему в качестве доказательства одежду домоправителя. Поверивший в клевету муж бросил Иосифа в тюрьму.

Иосиф, однако, и здесь не пропал: начальник тюрьмы также заметил организаторские способности и моральную надежность своего нового узника и вскоре молодой еврей был уже на должности, которую можно назвать «старостой».

 

Глава 40

Тюрьма, в которой оказался Иосиф, была местом заключения не только рабов, но и весьма высокопоставленных царедворцев, попадавших под гнев правителя Египта. Однажды в ней оказались двое придворных – хлебодар и виночерпий фараона. Дальнейшая их судьба была им неизвестна, и это сильно мучило обоих. Однажды ночью и тот, и другой увидели сны, которые явно были вещими, но разгадать смысл увиденного они были не в силах. Иосиф, узнав содержание сновидений, растолковал узникам их значение: через три дня виночерпию суждено выйти из темницы и занять прежнее место близ фараона, а хлебодара казнят. Предсказание его полностью сбылось.

Прошло еще некоторое время, и во дворце фараона воцарилась тревога: повелитель начал видеть сны одного и того же непонятного, но грозного содержания. Призываемые во дворец местные мудрецы бились над их разгадкой, но у них ничего не получалось. Тогда виночерпий вспомнил удачливого толкователя снов, раба-еврея, с которым когда-то сидел в тюрьме. Послали за Иосифом, отмыли, подстригли, приодели и представили его пред фараоновы очи.

 

«И сказал фараон Иосифу: мне снилось: вот, стою я на берегу реки.

И вот, вышли из реки семь коров тучных плотию и хороших видом; и паслись в тростнике.

Но вот, после них вышли семь коров других, худых, очень дурных видом и тощих плотию; я не видывал во всей земле Египетской таких худых, как они.

И съели тощие и худые коровы прежних семь коров тучных.

И вошли тучные в утробу их, но не приметно было, что они вошли в утробу их. Они были так же худы видом, как и сначала. И я проснулся».

 

Иосиф объявил, что этими снами Бог возвещает фараону что ждет его страну в ближайшие четырнадцать лет: сначала семь лет необычайно обильных урожаев, за которыми последуют подряд семь голодных лет. Предсказатель тут же дал царю и дельный совет — на семь первых лет увеличить госналог с урожаев и создать тем самым стратегический резерв продовольствия, чтобы в голодные годы кормить население страны из царских запасов. Видя, что Бог открывает свои замыслы Иосифу, фараон принял неожиданное решение — именно ему он поручил осуществление этого плана. Вчерашний раб в одночасье совершил головокружительный взлет на вершину власти, сделавшись вторым лицом в государстве.

Первые семь лет были для Иосифа наполнены неустанными трудами по сбору налогов и устройством продовольственных хранилищ-житниц («И скопил Иосиф хлеба весьма много, как песку морского, так что перестал и считать; ибо не стало счета»). Фараон дал ему в жены дочь египетского жреца, которая родила ему двоих сыновей. Когда же наступил первый неурожайный год, Иосиф стал продавать из фараоновых запасов хлеб, как египтянам, так и окрестным народам, начавшим страдать от голода.

 

Глава 42

Голодно стало и в земле Ханаанской. Израиль послал десять своих сыновей в Египет купить хлеба. При себе оставил он только младшего — Вениамина.

Братья пришли к главному распределителю продовольствия, и в знатном этом египтянине не узнали Иосифа. Тот повел себя с ними очень сурово и обвинил их в том, что они соглядатаи (шпионы), выведывающие слабые места египетского пограничья («наготу земли сей»). Братья оправдывались, говорили, что они из честной семьи, и из их рассказов Иосиф узнал, что его отец еще жив, жив и брат его Вениамин. Он приказал им (якобы для подтверждения их слов) привести оставшегося дома младшего брата.

Сыновья Израиля были подавлены таким оборотом дела и, переговариваясь между собой, решили, что это несчастье — наказание за зло, которое они когда-то причинили Иосифу. Говорили они на своем языке и не подозревали, что стоящий тут же важный египтянин понимает каждое сказанное ими слово и душа его обливается слезами.

Но растроганный Иосиф не открылся братьям, а решил подвергнуть испытаниям их честность и благородство.

Он приказал египтянам наполнить их мешки зерном, а серебро, которым они заплатили, незаметно положить в те же мешки. Он взял в заложники одного из них, а остальных отправил домой с наказом привезти в следующий раз Вениамина.

 

Глава 43

Израиль долго не отпускал от себя младшего сына любимой жены, но угроза голодной смерти вынудила его к этому. После долгой дороги братья вновь явились перед не узнанным Иосифом и представили ему мальчика Вениамина. Они признались также, что серебро от прошлой покупки непонятным образом оказалось в их мешках и они отдают его обратно. Иосиф в ответ сказал, что то серебро с них получено, а эта находка — клад, данный им их Богом.

«И поднял глаза свои, и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей…

И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать; и вошел во внутреннюю комнату, и плакал там.

И умыв лице свое, вышел, и скрепился и сказал: подавайте кушанье».

 

Глава 44

Пока гости из Ханаана ели и пили вместе с Иосифом, по его приказанию их мешки были наполнены зерном, плата за него, как и в первый раз, положена туда же. А в мешок Вениамина тайно подложили серебряную чашу Иосифа, по которой он гадал. Утром одиннадцать братьев отправились в обратный путь. Но вскоре их караван остановили египтяне, посланные Иосифом. Они искали якобы украденную у него чашу. Братья поклялись, что нет среди них вора, а если у кого из них пропажа найдется, то пусть его казнят. При обыске чашу вынули из мешка Вениамина. Все братья вместе повернули свой караван обратно.

Иосиф, разыгрывая негодование, потребовал оставить изобличенного преступника в рабстве в Египте, а остальных братьев отпускал домой. Но никто из них не согласился на это, ибо понимали, что потеря младшего любимца сведет Иакова в могилу. Иуда предложил замену — он сам за Вениамина навсегда останется рабом на чужбине, лишь бы мальчик вернулся к отцу.

 

Глава 45

Братья с честью прошли тяжкое испытание.

«Иосиф не мог более удерживаться…

И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов.

И сказал Иосиф братьям своим: я Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему; потому что они смутились пред ним.

И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет.

Но теперь не печальтесь, и не жалейте о том, что вы продали меня сюда; потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни…

Скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели; и приведите скорее отца моего сюда.

И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его.

И целовал всех братьев своих, и плакал, обнимая их».

В обратный путь братья пошли обильно нагруженные подарками от Иосифа и с приглашением фараона поселиться в его стране. Израиль с трудом поверил в необыкновенную судьбу своего Иосифа, а когда поверил, поднял весь свой род идти к нему в Египет.

 

Глава 46

Библия поименно перечисляет все семьдесят человек Израилевых детей и внуков, переселившихся в Египет. И опять род этот постарался устроиться так, чтобы не смешиваться с окрестным населением. Вот как Иосиф наставлял своих родичей перед встречей с фараоном:

«Если фараон призовет вас и скажет: «какое занятие ваше?»

То вы скажите: «мы, рабы твои, скотоводами были от юности нашей доныне, и мы, и отцы наши», чтобы вас поселили в земле Гесем. Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец».

 

Глава 47

Тем временем Иосиф продолжал свою государственную деятельность на службе фараона. За семь лет голода он вытянул из египтян в обмен на зерно из царских житниц сначала все серебро, потом скот, а потом и земли.

«И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона…

И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого».

Родичи Иакова существовали при этом вполне благополучно, особняком в степной области страны. Израиль прожил в Египте семнадцать лет, а когда подступила смерть, в завещании своем определил будущую организацию избранного народа.

 

Глава 48

С благословения отца каждый из сыновей Иакова становился основателем, родоначальником составной части народа — колена. Накануне своей смерти Иаков усыновил двух своих внуков, сыновей Иосифа — Ефрема и Манассию, и также дал им права на основание своих колен избранного народа. Первородство Иаков передал младшему из внуков — Ефрему. Каждому сыну дал Израиль характеристику, предсказал будущее его колену. Самые сильные слова нашел он, говоря об Иуде:

«Иуда! Тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего.

Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?

Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель из чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов.

Он привязывает к виноградной лозе осленка своего, и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей. Моет в вине одежду свою, и в крови гроздов одеяние свое.

Блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока».

В свой последний час Израиль завещал похоронить его на родине, в пещере, где лежали уже Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, где он сам схоронил Лию.

 

Глава 50

После смерти отца Иосиф повелел забальзамировать тело отца по местному обычаю, на что по технологии египетских врачей понадобилось сорок дней. Подготовленное к погребению тело с большим почетом отвезли в Ханаанскую землю и положили в пещеру-склеп.

Прошло много лет и настала пора покидать этот мир Иосифу:

«И сказал Иосиф братьям своим: я умираю; но Бог посетит вас, и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову.

И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда».

 

 

Опубликовать:


Комментарии закрыты.