ЛЕВИТ
ТРЕТЬЯ КНИГА МОИСЕЕВА
Главы 1-10
Основа богослужения избранного народа — жертвоприношения. В Книге даны подробнейшие наставления по принесению жертв всех видов — всесожжению, мирной жертвы, жертвы за грех, жертвы повинности, жертвы за очищение.
Жертва приносилась на золотом жертвеннике перед скинией собрания сжиганием туш животных или их частей и выращенных плодов земли.
Самым большим жертвоприношением считалось всесожжение, когда в дым, возносящийся к небесам, превращалось все приношение. Во всесожжение приносились тельцы, бараны, козлы. Свой ритуал был определен и для жертв птиц:
«Если же из птиц приносит он Господу всесожжение, пусть принесет жертву свою из горлиц или из молодых голубей.
Священник принесет ее к жертвеннику, и свернет ей голову, и сожжет на жертвеннике, а кровь выцедит к стене жертвенника; зоб ее с перьями ее отнимет и бросит его подле жертвенника на восточную сторону, где пепел.
И надломит ее в крыльях ее, не отделяя их, и сожжет ее священник на жертвеннике, на дровах, которые на огне: это всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу».
В жертвенные хлебы полагалось добавлять священное масло — елей.
При жертве мирной сжигалась часть приношения (главным образом жир — тук):
«…Если из мелкого скота приносит он мирную жертву Господу, мужеского или женского пола, пусть принесет ее, не имеющую порока.
…Пусть представит ее пред Господа.
И возложит руку свою на голову жертвы своей, и заколет ее пред скиниею собрания, и сыны Аароновы покропят кровию ее на жертвенник со всех сторон.
И пусть принесет из мирной жертвы в жертву Господу тук ее, весь курдюк, отрезав его по самую хребтовую кость, и тук, покрывающий внутренности, и весь тук, который на внутренностях.
И обе почки и тук, который на них, который на стегнах, и сальник, который на печени; с почками он отделит это.
Священник сожжет это на жертвеннике; это пища огня — жертва Господу».
Остававшееся от жертв мясо шло в пищу священникам:
«Священник, совершающий жертву за грех, должен есть ее; она должна быть съедаема на святом месте, на дворе скинии собрания.
Все, что прикоснется к мясу ее, освятится; и если кровию ее обрызгана будет одежда, то обрызганное омой на святом месте.
Глиняный сосуд, в котором она варилась, должно разбить…
Весь мужеский пол священнического рода может есть ее: это великая святыня».
Наставления в ритуалах были даны очень подробно. За их соблюдением Ягве следил очень строго, и за малейшую небрежность в священнодействии карал жестоко. Так, однажды два сына Аарона зажгли благовония в своих кадильницах не тем огнем, который был предписан Господом…
«И вышел огонь от Господа, и сжег их, и умерли они пред лицем Господним.
И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь. Аарон молчал».
Глава 11
Даны были точные признаки чистых и нечистых животных:
«Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте.
Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли или реках, тех ешьте; из всех пресмыкающися, крылатых, ходящих на четырех ногах, тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле.
Всякий скот, у которого копыта раздвоены, но нет глубокого разреза, и который не жует жвачки, нечист для вас: всякий, кто прикоснется к нему, будет нечист.
И все, на что упадет которое-нибудь из них мертвое, всякий деревянный сосуд, или одежда, или кожа, или мешок, и всякая вещь, которая употребляется на дело, будут нечисты: в воду должно положить их, и нечисты будут до вечера, потом будут чисты».
Глава 16
Грех священника особо тяжек, ибо в глазах Божьих является грехом всего народа. Прегрешение сыновей Аарона было именно тем грехом, от которого нужно было очищаться всему избранному народу. Для таких очищений от общего греха была разработана специальная процедура: к скинии собрания нужно было подводить двух козлов и бросать о них жребий; того козла, на которого пал жребий, следовало принести в жертву; на уцелевшего козла символически сваливали общий грех и изгоняли из лагеря:
«И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню.
И понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую…»
Глава 17
Строжайший запрет введен был на употребление крови в любом виде:
«Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее; потому что душа тела в крови…
Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею.
Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его…»
Глава 19-20
Нравственные предписания Книги Левит подходят и для современного общества христианского мира:
«Не обижай ближнего твоего, и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра.
Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему, и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего.
Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя».
Очень жестко осуждено было любое отклонение к язычеству:
«…Не ворожите и не гадайте. …
Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш. …
И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их: то Я обращу лице Мое на ту душу, и истреблю ее из народа ее».
Глава 24
Взаимоотношения между людьми строились по довольно простому принципу:
«Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал.
Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб…»
Глава 25
На тысячелетия сохранился крестьянский взгляд на землю, как на Божье владение, даваемое пахарю лишь для прокормления себя и своей семьи:
«Землю не должно продавать навсегда; ибо Моя земля; вы пришельцы и поселенцы у Меня. …
И будет земля давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на ней».
Земля, однако, и продавалась, и покупалась, — но не насовсем. Каждый пятидесятый год объявлялся юбилейным, и все земельные сделки считались утратившими силу.
Глава 26
В конце Книги Левит Ягве обещает Свое благословение повинующимся Ему:
«Если вы будете поступать по уставам Моим, и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастания свои, и дерева полевые дадут плод свой.
И молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно.
Пошлю мир на землю вашу; ляжете, и никто вас не обеспокоит …
И будете есть старое прошлогоднее, и выбросите старое ради нового. …
И буду ходить среди вас, и буду вашим Богом, а вы будуте Моим народом».
И страшны были Его проклятия уклонившимся от Его пути:
«Если же не послушаете Меня, и не будете исполнять всех заповедей сих,.. то Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их.
Обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами.
Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши; и сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь.
И напрасно будет истощаться сила ваша, и земля ваша не даст произрастений своих, и дерева земли не дадут плодов своих.
Если же после сего пойдете против Меня и не захотите слушать Меня, то Я прибавлю вам ударов всемеро за грехи ваши.
Пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей, истребят скот ваш, и вас уменьшат, так что опустеют дороги ваши. …
И будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть. …
Опустошу землю вашу, так что изумятся о ней враги ваши, поселившиеся на ней.
И вас рассею между народами, и обнажу вслед вас меч…
Оставшимся из вас пошлю в сердца робость в земле врагов их, и шум колеблющегося листа погонит их, и побегут, как от меча, и падут, когда никто не преследует».
Но если раскаются потомки отступников, Ягве пообещал вспомнить свой завет с Авраамом, Исааком и Иаковом и, сменив гнев Свой на милость, возвратиться к Своему народу.