ИСТОРИЯ - ЭТО ТО, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛО.

ИОВ

в Без рубрики on 05.09.2016

 

Иннокентий СМОКТУНОВСКИЙ читает Иова в переводе Сергея АВЕРИНЦЕВА

 

Глава 1

«Был человек в земле Уц, имя его Иов, и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла.

И родились у него семь сыновей и три дочери.

Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был этот человек знаменитее всех сынов востока.

 

И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.

И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу, и сказал: я ходил по земле, и обошел ее.

И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.

И отвечал сатана Господу, и сказал: разве даром богобоязнен Иов?

Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него?

Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле.

Но простри руку твою, и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?

И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.

 

И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего.

И вот, приходит вестник к Иову, и говорит: волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне, и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

Еще он говорил, как приходит другой, и сказывает: огонь Божий упал с неба, и опалил овец и отроков, и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

Еще он говорил, как приходит другой, и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами, и бросились на верблюдов, и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

Еще этот говорил, приходит другой, и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего.

И вот, большой ветер пришел от пустыни, и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

Тогда Иов встал, и разодрал верхнюю одежду свою, и пал на землю, и поклонился, и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!

Во всем этом не согрешил Иов, и не произнес ничего неразумного о Боге.

 

Глава 2

Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господом; между ними пришел и сатана предстать пред Господом.

И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу, и сказал: я ходил по земле, и обошел ее.

И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно.

И отвечал сатана Господу, и сказал: кожа за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою, и коснись кости его и плоти его, — благословит ли он Тебя?

И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.

 

И отошел сатана от лица Господня, и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.

И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел.

И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! Похули Бога, и умри.

Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных; неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?..

И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастиях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтоб идти вместе сетовать с ним и утешать его.

И, подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой, и зарыдали…

И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико.

 

Глава 3

После того открыл Иов уста свои, и проклял день свой.

И начал Иов, и сказал: погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: «зачался человек!», день тот да будет тьмою…

Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева?

Зачем приняли меня колена? Зачем было мне сосать сосцы?

Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно…

Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах.

Там узники вместе наслаждаются покоем, и не слышат криков приставника.

Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего.

На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее, которые бы вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб?

На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком?

 

Глава 4

И отвечал Елифаз.., и сказал:

Вот ты, наставлял многих, и опустившиеся руки поддерживал, падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колена ты укреплял.

А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя и ты упал духом.

Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непорочность путей твоих — упованием твоим?

Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы?

 

Человек праведнее ли Бога? И муж чище ли Творца своего?

Вот он и слугам Своим не доверяет; и в ангелах Своих усматривает недостатки, тем более — в обитающих в храминах из брения, которых основания прах, которые истребляются скорее моли.

 

Глава 5

Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых обратишься ты?

 

…Не из праха выходит горе, и не из земли выростает беда; но человек рождается на страдание, как искры, чтоб устремляться вверх.

Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу…

 

Униженных поставляет на высоту…

Он разрушает замыслы коварных…

Он уловляет мудрецов их же лукавством…

 

И есть несчастному надежда, и неправда затворяет уста свои.

Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай.

Ибо Он причиняет раны, и Сам обвязывает их…

 

Вот что мы дознали; так оно и есть…

 

Глава 6

И отвечал Иов, и сказал: о, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое!

Оно верно перетянуло бы песок морей! Оттого слова мои неистовы.

 

Что за сила у меня, чтобы надеяться мне? И какой конец, чтобы длить мне жизнь мою?

Твердость ли камней твердость моя? И медь ли плоть моя?

 

Научите меня, и я замолчу; укажите, в чем я погрешил.

…Что доказывают обличения ваши?

Вы придумываете речи для обличения? — На ветер пускаете слова ваши.

 

Но прошу вас, взгляните на меня; буду ли я говорить ложь пред лицем вашим?

Пересмотрите, есть ли неправда? Пересмотрите, — правда моя.

Есть ли на языке моем неправда? Неужели гортань моя не может различить горечи?

 

Глава 7

Не определено ли человеку время на земле, и дни его не то же, что дни наемника?

Как раб жаждет тени, и как наемник ждет окончания работы своей, так я получил в удел месяцы суетные, и ночи горестные отчислены мне.

 

Тело мое одето червями и пыльными струпами, кожа моя лопается и гноится.

Дни мои бегут скорее челнока, и кончаются без надежды.

 

Редеет облако, и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет, не возвратится более в дом свой, и место его не будет уже знать его.

 

Разве я море или морское чудовище, что Ты поставил надо мною стражу?

Когда подумаю: «утешит меня постель моя, унесет горесть мою ложе мое», ты страшишь меня снами, и видениями пугаешь меня.

И душа моя желает лучше прекращения дыхания, лучше смерти, нежели сбережения костей моих.

Опротивела мне жизнь. Не вечно жить мне. Отступи от меня, ибо дни мои суета.

Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твое, посещаешь его каждое утро, каждое мгновение испытываешь его?

Доколе же Ты не оставишь, доколе не отойдешь от меня, доколе не дашь мне проглотить слюну мою?

Если я согрешил, то что я сделаю Тебе, страж человеков! Зачем Ты поставил меня противником Себе..?

И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего? Ибо, вот, я лягу в прахе; завтра поищешь меня, и меня нет.

 

Глава 8

И отвечал Вилдад.., и сказал: долго ли ты будешь говорить так? — слова уст твоих бурный ветер!

Неужели Бог извращает суд, и Вседержитель превращает правду?

Если сыновья твои согрешили пред Ним, то Он и предал их в руку беззакония их.

Если же ты взыщешь Бога и помолишься Вседержителю, и если ты чист и прав, то Он ныне же встанет над тобою и умиротворит жилище правды твоей.

И если вначале у тебя было мало, то впоследствии будет весьма много.

 

…Бог не отвергает непорочного, и не поддерживает руки злодеев.

Он еще наполнит смехом уста твои, и губы твои радостным восклицанием.

 

Глава 9

И отвечал Иов, и сказал:

Правда! Знаю, что так; но как оправдается человек пред Богом?

 

Он передвигает горы, и не узна`ют их…

Сдвигает землю с места ее, и столбы ее дрожат; скажет солнцу, — и не взойдет, и на звезды налагает печать.

Он один распространяет небеса, и ходит по высотам моря…

Вот, он пройдет предо мною, и не увижу Его; пронесется, и не замечу Его.

Возьмет, и кто возбранит Ему? Кто скажет Ему: «что Ты делаешь»?

 

…Могу ли я отвечать Ему и приискивать себе слова пред Ним?

Хотя бы я и прав был, но не буду отвечать, а буду умолять Судию моего.

Если бы я воззвал, и Он ответил мне, —  я не поверил бы, что голос мой услышал Тот, Кто в вихре разит меня и умножает безвинно мои раны.

 

Если действовать силою, то Он могуществен; если судом, кто сведет меня с Ним?

 

Невинен я; не хочу знать души моей, презираю жизнь мою.

Все одно; поэтому я сказал, что Он губит и непорочного и виновного.

Если этого поражает Он бичем вдруг, то пытке невинных посмеивается.

Земля отдана в руки нечестивых; лица судей ее Он закрывает. Если не Он, то кто же?

 

Хотя бы я омылся и снежною водою и совершенно очистил руки мои,

то и тогда Ты погрузишь меня в грязь, и возгнушаются мною одежды мои.

Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд!

Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас.

Да отстранит Он от меня жезл Свой, и страх Его да не ужасает меня; и тогда я буду говорить, и не убоюсь Его…

 

Глава 10

Опротивела душе моей жизнь моя; предамся печали моей; буду говорить в горести души моей.

И скажу Богу: не обвиняй меня; объяви мне, за что Ты со мною борешься?

Хорошо ли для Тебя, что Ты угнетаешь, что презираешь дело рук Твоих, а на совет нечестивых посылаешь свет?

Разве у Тебя плотские очи, и Ты смотришь, как смотрит человек?

Разве дни Твои, как дни человека, или лета Твои, как дни мужа, что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне, хотя знаешь, что я не беззаконник, и что некому избавить меня от руки Твоей?

Твои руки трудились надо мною, и образовали всего меня кругом, — и Ты губишь меня?

Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня?

Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотию одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой?

Но и то скрывал Ты в сердце Своем, — знаю, что это было у Тебя, ─ что, если я согрешу, Ты заметишь, и не оставишь греха моего без наказания.

Если я виновен, горе мне! Если и прав, то не осмелюсь поднять головы моей. Я пресыщен унижением; взгляни на бедствие мое; оно увеличивается. Ты гонишься за мною, как лев, и снова нападаешь на меня, и чудным являешься мне.

Выводишь новых свидетелей Твоих против меня; усиливаешь гнев Твой на меня; и беды, одни за другими, ополчаются против меня.

И зачем Ты вывел меня из чрева? Пусть бы я умер, когда еще ничей глаз не видел меня.

Пусть бы я, как небывший, из чрева перенесен был во гроб!

Не малы ли дни мои? Оставь, отступи от меня, чтобы я немного ободрился, прежде нежели отойду, — и уже не возвращусь, — в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма.

 

Глава 11

И отвечал Софар.., и сказал: разве на множество слов нельзя дать ответа, и разве человек многоречивый прав?

Пустословие твое заставит ли молчать мужей, чтобы ты глумился и некому было постыдить тебя?

Ты сказал: «суждение мое верно, и чист я в очах Твоих».

Но, если бы Бог возглаголал и отверз уста Свои к тебе,

и открыл тебе тайны премудрости, что тебе вдвое больше следовало бы понести!..

Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?

Он превыше небес, — что можешь сделать? Глубже преисподней, — что можешь узнать?

Длиннее земли мера Его и шире моря.

 

Но пустой человек мудрствует, хотя человек рождается подобно дикому осленку.

Если ты управишь сердце твое, и прострешь к Нему руки твои, и если есть порок в руке твоей, а ты удалишь его, и не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих, то поднимешь незапятнанное лице твое, и будешь тверд, и не будешь бояться.

И тогда забудешь горе; как о воде протекшей будешь вспоминать о нем.

И яснее полдня пойдет жизнь твоя; просветлеешь, как утро.

И будешь спокоен, ибо есть надежда; ты огражден, и можешь спать безопасно.

 

Главы 12-13

И отвечал Иов, и сказал: подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость!

И у меня есть сердце, как у вас; не ниже я вас; и кто не знает того же?

 

Покойны шатры у грабителей, и безопасны у раздражающих Бога, которые как бы Бога носят в руках своих.

Кто во всем этом не узн`ает, что рука Господа сотворила сие?

В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти.

 

Вот, все это видело око мое, слышало ухо мое и заметило для себя.

Сколько знаете вы, знаю и я; не ниже я вас.

Но я к Вседержителю хотел бы говорить, и желел бы состязаться с Богом.

А вы сплетчики лжи; все вы бесполезные врачи.

О, если бы вы только молчали! Это было бы вменено вам в мудрость.

Надлежало ли вам ради Бога говорить неправду и для Него говорить ложь?

Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться?

Хорошо ли будет, когда Он испытает вас? Обманете ли Его, как обманывают человека?

Неужели величие Его не устрашает вас, и страх Его не нападает на вас?

Напоминания ваши подобны пеплу; оплоты ваши оплоты глиняные.

Замолчите передо мною, и я буду говорить, чт`о бы ни постигло меня.

 

Вот, Он убивает меня: но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его!

И это уже в оправдание мне; потому что лицемер не пойдет пред лице Его.

 

Вот, я завел судебное дело; знаю, что буду прав.

Кто в состоянии оспорить меня? Ибо я скоро умолкну, и испущу дух.

Двух только вещей не делай со мною, и тогда я не буду укрываться от лица Твоего: удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня.

Тогда зови, и я буду отвечать, или буду говорить я, а Ты отвечай мне.

Сколько у меня пороков и грехов? Покажи мне беззаконие мое и грех мой.

Для чего Ты скрываешь лице Твое, и считаешь меня врагом Тебе?

Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь, и не сухую ли соломинку преследуешь?

 

Глава 14

Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями.

Как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается.

И на него-то Ты отверзаешь очи Твои, и меня ведешь на суд с Тобою?

Кто родится чистым от нечистого? ни один.

Если дни ему определены, и число месяцев его у Тебя; если Ты положил ему предел, которого он не перейдет: то уклонись от него; пусть он отдохнет, доколе не окончит, как наемник, дня своего.

Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут.

Если и устарел в земле корень его, и пень его замер в пыли, но, лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное.

А человек умирает, и распадается; отошел, и где он?

Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего.

 

Когда умрет человек, то не будет ли он опять жить? Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена.

Воззвал бы Ты, и я дал бы Тебе ответ; и Ты явил бы благоволение творению рук Твоих.

Ибо тогда Ты исчислял бы шаги мои, и не подстерегал бы греха моего; в свитке было бы запечатано беззаконие мое, и Ты закрыл бы вину мою.

Но гора, падая, разрушается, и скала сходит с места своего; вода стирает камни; разлив ее смывает земную пыль; так и надежду человека Ты уничтожаешь.

Теснишь его до конца, и он уходит; изменяешь ему лице, и отсылаешь его.

В чести ли дети его, он не знает; унижены ли, он не замечает.

Но плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает.

 

Глава 15

И отвечал Елифаз.., и сказал: …да ты отложил и страх, и за малость считаешь речь к Богу.

Нечестие твое настроило так уста твои…

 

Разве ты первым человеком родился, и прежде холмов создан?

Разве совет Божий ты слышал..?

Что знаешь ты, чего бы не знали мы?..

 

К чему порывает тебя сердце твое, и к чему так гордо смотришь?

 

Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиной быть праведным?

Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его: тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду.

 

Нечестивый мучит себя во все дни свои…

Звук ужасов в ушах его…

Он не надеется спастись от тьмы…

Он скитается за куском хлеба повсюду…

Устрашает его нужда и теснота…

Так опустеет дом нечестивого, и огонь пожрет шатры мздоимства.

 

Глава 16

И отвечал Иов, и сказал: слышал я много такого; жалкие утешители все вы.

И я мог бы так же говорить, как вы, если бы душа ваша была на месте души моей…

 

Но ныне Он изнурил меня. Ты разрушил всю семью мою.

Гнев Его терзает и враждует против меня, скрежещет на меня зубами своими…

 

Я был спокоен; но Он потряс меня; взял меня за шею и избил меня, и поставил меня целию для Себя.

Окружили меня стрельцы Его; Он рассекает внутренности мои, и не щадит; пролил на землю желчь мою.

Пробивает во мне пролом за проломом, бежит на меня, как ратоборец.

 

Лице мое побагровело от плача, и на веждах моих тень смерти, при всем том, что нет хищения в руках моих, и молитва моя чиста.

 

Многоречивые друзья мои! К Богу слезит око мое.

О, если бы человек мог иметь состязание с Богом, как сын человеческий с ближним своим!

 

Глава 17

Дыхание мое ослабело; дни мои угасают; гробы предо мною.

Если бы не насмешки их, то и среди споров их око мое пребывало бы спокойно.

Заступись, поручись Сам за меня пред Собою! Иначе кто поручится за меня?

Ибо Ты закрыл сердце их от разумения…

 

Дни мои прошли; думы мои — достояние сердца моего — разбиты.

А они ночь хотят превратить в день…

 

Глава 18

И отвечал Вилдад.., и сказал: когда же положите вы конец таким речам?..

О, ты, раздирающий душу твою в гневе твоем! Неужели для тебя опустеть земле, и скале сдвинуться с места своего?

Да, свет у беззаконного потухнет, и не останется искры от огня его.

…Он попадет в сеть своими ногами, и по тенетам ходить будет.

Скрытно разложены по земле силки для него и западни на дороге.

Со всех сторон будут страшить его ужасы, и заставят его бросаться туда и сюда.

Изгнана будет из шатра его надежда его, и это низведет его к царю ужасов.

Таковы жилища беззаконного, и таково место того, кто не знает Бога.

 

Глава 19

И отвечал Иов, и сказал: доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами?

Вот, уже десять раз вы срамили меня, и не стыдитесь теснить меня.

Если я и действительно погрешил, то погрешность моя при мне останется.

Если же вы хотите повеличаться надо мною и упрекнуть меня позором моим, то знайте, что Бог ниспроверг меня и обложил меня Своею сетью.

Вот я кричу: «обида!» и никто не слушает; вопию, и нет суда.

Он преградил мне дорогу, и не могу пройти, и на стези мои положил тьму.

 

Покинули меня близкие мои, и знакомые мои забыли меня.

Зову слугу моего, и он не откликается; устами моими я должен умолять его.

Дыхание мое опротивело жене моей, и я должен умолять ее ради детей чрева моего.

Даже малые дети презирают меня; поднимаюсь, и они издеваются надо мною.

Гнушаются мною все наперсники мои; и те, которых я любил, обратились против меня.

Кости мои прилипли к коже моей и плоти моей, и я остался только с кожею около зубов моих.

Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои; ибо рука Божия коснулась меня.

Зачем и вы преследуете меня, как Бог..?

 

А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога.

Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его.

 

Глава 20

И отвечал Софар.., и сказал: …разве не знаешь ты, что от века, с того времени, как поставлен человек на земле, веселие беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна?

Хотя бы возросло до небес величие его, и голова его касалась облаков: …как сон улетит, и не найдут его; и, как ночное видение, исчезнет.

Сыновья его будут заискивать у нищих…

Не видать ему ручьев, рек, текущих медом и молоком!

Ибо он угнетал, отсылал бедных; захватывал домы, которых не строил.

Ничего не спасалось от обжорства его; за то не устоит счастие его, …вот удел человеку беззаконному от Бога…

 

Глава 21

И отвечал Иов, и сказал: …потерпите меня, и я буду говорить; а после того, как поговорю, насмехайся.

 

Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки?

Дети их с ними пред лицем их, и внуки их пред глазами их.

Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них.

Проводят дни свои в счастии, и мгновенно нисходят в преисподнюю.

А между тем они говорят Богу: «отойди от нас; не хотим мы знать путей Твоих!

Что Вседержитель, чтобы нам служить ему? И что пользы прибегать к Нему?»

Видишь, счастие их не от их рук.

 

Скажешь: Бог бережет для детей его несчастие его. — Пусть воздаст Он ему самому, чтобы он это знал.

Пусть его глаза увидят несчастие его, и пусть он сам пьет от гнева Вседержителя.

Ибо какая ему забота до дома своего после него…

 

Один умирает в самой полноте сил своих, совершенно спокойный и мирный; внутренности его полны жира, и кости его напоены мозгом.

А другой умирает с душею огорченною, не вкусив добра.

И они вместе будут лежать во прахе, и червь покроет их.

 

Как же вы хотите утешать меня пустым? В ваших ответах остается одна ложь.

 

Глава 22

И отвечал Елифаз.., и сказал: разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому.

Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода оттого, что ты содержишь пути твои в непорочности?

Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобой в состязание, пойдет судиться с тобою?

Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца.

Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что, и с полунагих снимал одежду.

Утомленному жаждою не подавал воды напиться, и голодному отказывал в хлебе; а человеку сильному ты давал землю, и сановитый селился на ней.

Вдов ты отсылал ни с чем, и сирот оставлял с пустыми руками.

За то вокруг тебя петли, и возмутил тебя неожиданный ужас…

 

Сблизься же с Ним, и будешь спокоен; чрез это придет к тебе добро.

Прими из уст Его закон, и положи слова Его в сердце свое.

 

…Тогда будешь радоваться о Вседержителе, и поднимешь к Богу лице свое.

Помолишься Ему, и Он услышит тебя…

 

Главы 23-24

И отвечал Иов, и сказал: о, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его!

Но вот, я иду вперед, и нет Его, назад — и не нахожу Его; делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой, не усматриваю.

Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, — выйду, как золото.

 

Почему… знающие Его не видят дней Его?

 

Бедных сталкивают с дороги, все уничиженные земли принуждены скрываться.

Жнут они на поле не своем, и собирают виноград у нечестивца.

Нагие ночуют без покрова и без одеяния на стуже; мокнут от горных дождей, и, не имея убежища, жмутся к скале.

В городе люди стонут, и душа убиваемых вопиет, и Бог не воспрещает того.

 

С рассветом встает убийца… а ночью бывает вором.

И око прелюбодея ждет сумерков…

В темноте подкапываются под домы, которые днем они заметили для себя; не знают света.

 

Пусть забудет его утроба матери; пусть лакомится им червь; пусть не останется о нем память, пусть сломится беззаконник, который угнетает бездетную, не раждавшую, и вдове не делает добра.

Он и сильных увлекает своею силою; он встает, и никто не уверен за жизнь свою.

А Он дает ему все для безопасности, и он на то опирается, и очи Его видят пути их.

 

Если это не так, кто обличит меня во лжи и в ничто обратит речь мою?

 

Глава 25

И отвечал Вилдад.., и сказал: держава и страх у Него; Он творит мир на высотах Своих!

 

И как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною?

Вот даже луна, и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его.

Тем менее человек, который есть червь, и сын человеческий, который есть моль.

 

Главы 26-28

И отвечал Иов, и сказал: …кому ты говорил эти слова..?

 

Столпы небес дрожат и ужасаются от грозы Его.

Силою своею волнует море, и разумом Своим сражает его дерзость.

От духа Его — великолепие неба; рука Его образовала быстрого скорпиона.

Вот, это части путей Его; и как мало мы слышали о Нем! …

 

Жив Бог, лишивший меня суда…

…Доколе еще дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих, не скажут уста мои неправды, и язык мой не произнесет лжи!

 

Вот, все вы и сами видели; и для чего вы столько пустословите?

 

Но где премудрость обретается? И где место разума?

Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых.

Бездна говорит: «не во мне она»; и море говорит: «не у меня».

Не дается она за золото, и не приобретается она за вес серебра.

 

Откуда же исходит премудрость?..

Сокрыта она от очей всего живущего…

 

Бог знает путь ее, и Он ведает место ее.

 

…Он видел ее и явил ее, и еще испытал ее,

и сказал человеку: «вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла — разум».

 

Глава 29

И продолжал Иов возвышенную речь свою, и сказал:

О, если бы я был, как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня, …когда пути мои обливались молоком, и скала источала для меня ручьи елея!

Когда я выходил к воротам города, и на площади ставил седалище свое, ─ юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли; …я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного.

Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия… я был глазами слепому и ногами хромому; …сокрушал я беззаконному челюсти, и из зубов его исторгал похищенное.

Внимали мне, и ожидали, и безмолствовали при совете моем.

После слов моих уже не рассуждали; речь моя капала на них.

Ждали меня, как дождя, и как дождю позднему, открывали уста свои.

Я назначал пути им, и сидел во главе, и жил как царь в кругу воинов, как утешитель плачущих.

 

Главы 30-31

А ныне смеются надо мною младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить со псами стад моих.

…Люди без имени, отребье земли!

Их-то сделался я ныне песнию и пищею разговора их.

Они гнушаются мною… и не удерживаются плевать пред лицем моим.

 

Ужасы устремились на меня; как ветер развеялось величие мое, и счастие мое унеслось, как облако.

И ныне изливается душа моя во мне: дни скорби объяли меня.

 

Он бросил меня в грязь, и я стал, как прах и пепел.

Мои внутренности кипят, и не перестают; встретили меня дни печали.

Я хожу почернелый, но не от солнца; встаю в собрании, и кричу.

 

Какая же участь мне от Бога свыше? …

Не для нечестивого ли гибель, и не для делающего ли зло напасть?

 

Один ли я съедал кусок мой, и не ел ли от него и сирота?

Полагал ли я в золоте опору мою, и говорил ли сокровищу: «ты надежда моя»?

 

Смотря на солнце, как оно сияет, и на луну, как она величественно шествует, прельстился ли я в тайне сердца моего, и целовали ли уста мои руку мою?

Это также было бы преступление, подлежащее суду; потому что я отрекся бы тогда от Бога Всевышнего.

Радовался ли я погибели врага моего, и торжествовал ли, когда несчастие постигало его?

Не позволял я устам моим грешить проклятием души его.

 

Главы 32-37

Когда те три мужа перестали отвечать Иову, потому что он был прав в глазах своих, то воспылал гнев Елиуя… воспылал гнев его на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога; а на трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова.

 

И отвечал Елиуй… и сказал: …вот, я ожидал слов ваших, — вслушивался в суждения ваши, доколе вы придумывали, что сказать.

Испугались, не отвечают более; перестали говорить.

 

Итак, слушай, Иов, речи мои и внимай всем словам моим.

 

Ты говорил в уши мои, и я слышал звук слов: «Чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды; а Он нашел обвинение против меня и считает меня Своим противником».

Вот в этом ты неправ, отвечаю тебе; потому что Бог выше человека.

 

Установим между собой рассуждение, и распознаем, что хорошо.

Вот, Иов сказал: «я прав, но Бог лишил меня суда. … моя рана неисцелима без вины».

…Он сказал: «нет пользы для человека в благоугождении Богу».

 

Истинно, Бог не делает неправды, и Вседержитель не извращает суда.

Кто, кроме Его, промышляет о земле? И кто управляет вселенною?

Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, ─ вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах.

…Он не смотрит и на лица князей и не предпочитает богатого бедному, потому что все они дело рук Его.

 

Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззакония.

Потому Он уже не требует от человека, чтобы шел на суд с Богом.

Он сокрушает сильных без исследования…

 

По твоему ли рассуждению Он должен воздавать? …

 

Ты сказал: «что пользы мне? И какую прибыль я имел бы пред тем, как если бы я грешил»?

Я отвечу тебе…

Взгляни на небо и смотри; воззри на облака, они выше тебя.

Если ты грешишь, чт`о делаешь ты Ему? И если преступления твои умножаются, чт`о причиняешь ты Ему?

Если ты праведен, чт`о даешь Ему? Или чт`о получает Он от руки твоей?

Нечестие твое относится к человеку, как ты, и праведность твоя к сыну человеческому.

От множества притеснителей стонут притесняемые, и от руки сильных вопиют.

 

Но неправда, что Бог не слышит, и Вседержитель не взирает на это.

Хотя ты сказал, что ты не видишь Его, но суд пред Ним, и — жди его.

 

Он не поддерживает нечестивых, и воздает должное угнетенным.

 

И тебя вывел бы Он из тесноты на простор, где нет стеснения, и поставляемое на стол твой было бы наполнено туком.

Но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение — близки.

 

Берегись, не склоняйся к нечестию, которое ты предпочел страданию.

Бог высок могуществом своим, и кто такой, как Он, наставник?

Кто укажет Ему путь Его, кто может сказать: «Ты поступаешь несправедливо»?

 

Ты ли с Ним распростер небеса, твердые, как литое зеркало?

Научи нас, чт`о сказать Ему? Мы в этой тьме ничего не можем сообразить.

 

Вседержитель! Мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает.

Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!

 

Главы 38-41

Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?

Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне:

Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь.

 

На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?

 

Давал ли ты когда в жизни своей приказание утру и указывал ли заре место ее, чтобы она охватила края земли и стряхнула с нее нечестивых; чтобы земля изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда.

 

Нисходил ли ты во глубину моря, и входил ли в исследование бездны?

Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной?

Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это.

Где путь к жилищу света, и где место тьмы?

Ты, конечно, доходил до границ ее и знаешь стези к дому ее.

Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден, и число дней твоих очень велико.

Входил ли ты в хранилище снега и видел ли сокровищницы града, которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны?

По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле?

Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию?

Есть ли у дождя отец? Или кто раждает капли росы?

Из чьего чрева выходит лед, и иней небесный, — кто раждает его?

 

Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле?

Можешь ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в изобилии покрыла тебя?

Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: «вот мы»!

Кто вложил мудрость в сердце, и кто дал смысл разуму?

 

Ты ли ловишь добычу львице и насыщаешь молодых львов, когда они лежат в берлогах или покоятся под тенью в засаде?

Кто приготовляет в`орону корм его, когда птенцы его кричат к Богу, бродя без пищи?

 

Знаешь ли ты время, когда раждают дикие козы на скалах, и замечал ли роды ланей?

Можешь ли расчислить месяцы беременности их? И знаешь ли время родов их?

 

Ты ли дал красивые крылья павлину и перья и пух страусу?

Ты ли дал коню силу и облек шею его гривою?

Твоею ли мудростию летает ястреб и направляет крылья свои на полдень?

По твоему ли слову возносится орел и устрояет на высоте гнездо свое?

 

И продолжал Господь и сказал Иову: будет ли состязующийся со Вседержителем еще учить? …

 

Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?

 

Глава 42

И отвечал Иов Господу и сказал:

Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено.

Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея? — Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал.

Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и чт`о буду спрашивать у Тебя, объясни мне.

Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя.

Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле.

 

И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние; у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц.

И было у него семь сыновей и три дочери.

После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода.

И умер Иов в старости, насыщенный днями».

 

 

Опубликовать:

FacebookTwitterGoogleVkontakteOdnoklassniki


Комментарии закрыты.